14 May 2011
02:24 -
Выдавливание священнослужителей узбекской национальности из мечетей в Ошской области
В современном сленге появился новый термин – «выдавливание». Это когда кого-либо выживают, вынуждают уехать откуда-нибудь против его воли.
В Мирмахмудовском сельском укумате Ошской области, что в Кыргызстане, где компактно проживают этнические узбеки насчитывается 16 мечетей. Поэтому естественно, что в большинстве из них имамы – узбеки по национальности.
Сегодня в Кыргызстане главное – выдавить «чужаков» с насиженных мест. Причина всегда найдется. Вот и «наехали» местные органы правопорядка на главного имама здешней мечети Мухаммадсоли Сабирова с требованием заменить всех «своих» мулл на кыргызских. А не то, дескать «сам без работы останешься». Милицейские начальники объясняют свои действия лояльностью узбекских священнослужителей к различным экстремистским организациям. Так ли это на самом деле?
В ходе выяснения этого вопроса обнаружилось, что в Ноокатском районе Ошской области действительно отмечена активизация незаконной деятельности печально известной религиозной экстремисткой организации «Хизб-ут тахрир», проповедующей идеи воинствующего ислама. Однако в их рядах самыми заметными активистами оказались именно кыргызы, а не узбеки.
В частности, наиболее известный распространитель этой ереси в тех краях - Адхам Исаков, местный торговец, приговоренный ранее к 20 годам заключения за участие в антиправительственных выступлениях и освобожденный в мае прошлого года декретом Временного правительства Кыргызстана. Упомянутый гражданин в своем доме и сейчас занимается размножением листовок и дисков с идеями «Хизб–ут тахрира» с целью распространения их среди населения. Весь местный рынок и родная милиция прекрасно осведомлены об этом, но никаких мер по отношению к нему не почему-то предпринимается. А должны бы…
Как всегда по весне в Баткенской области Кыргызстана вновь активизировалась деятельность другой экстремистской организации – «Таблиги Джамаат». А конкретно, 12 апреля текущего года группа их сторонников открыто расположилась в центральной мечети Кадамжая одноименного района для несения своих идей в массы.
Старший группы – Кочкар Джурабаев родом из Кара–Суу (Ошская область), отлично проповедующий не только на родном кыргызском, но и на таджикском языках. Прятаться от властей ему не приходится, ведь у него имеется лицензия на ведение пропаганды «Таблиги Джамаат» в республике. В марте этого года упомянутая группа нелегально проникла на территорию Таджикистана, где беспрепятственно проводила агитационные мероприятия в Исфаринском районе Согдийской области. В настоящее время они осуществляют пропаганду в селах родной Баткенской области.
Так, где же здесь «узбекское влияние»? Все участники – кыргызы.
Еще одно религиозное течение экстремистского толка, занесенное в южные районы Кыргызстана из Турции, носит название «Сулеймания» по имени её основателя Сулемана Хилми Туннахана. Влияние этой организации наиболее ощутимо среди турецких медресе, зарегистрированных на территории республики. Хотя начала она свою деятельность лишь в 2004 году, в последнее время количество её сторонников заметно увеличивается. Так, в апреле текущего года в городе Узгене состоялось сборище её участников, на котором определялись дальнейшие пути расширения своего влияния на территории сопредельных государств. Такие конкретные задачи ставит перед своими единомышленниками их лидер, известный под именем Садык-али, житель Бишкека.
Как видно из вышесказанного, властям хорошо известны все имена и личности «возмутителей спокойствия», сеющих религиозные идеи в этом крае. Но их деятельность отчего–то не пресекается правоохранительными органами, а во всех бедах опять виновными объявляются узбеки. За что они снова незаслуженно подвергаются давлению со стороны силовых структур, когда необходимо принимать меры к известным виновникам?
Видимо, с логикой здесь действительно не все в порядке. А может, банальное проявление застарелого национализма? А пока на юге республики продолжается выдавливание узбекских священнослужителей из своих родных мечетей.
Тем ли занимается сейчас милиция в Кыргызстане?..
Мамарасул Эгембердиев
В Мирмахмудовском сельском укумате Ошской области, что в Кыргызстане, где компактно проживают этнические узбеки насчитывается 16 мечетей. Поэтому естественно, что в большинстве из них имамы – узбеки по национальности.
Сегодня в Кыргызстане главное – выдавить «чужаков» с насиженных мест. Причина всегда найдется. Вот и «наехали» местные органы правопорядка на главного имама здешней мечети Мухаммадсоли Сабирова с требованием заменить всех «своих» мулл на кыргызских. А не то, дескать «сам без работы останешься». Милицейские начальники объясняют свои действия лояльностью узбекских священнослужителей к различным экстремистским организациям. Так ли это на самом деле?
В ходе выяснения этого вопроса обнаружилось, что в Ноокатском районе Ошской области действительно отмечена активизация незаконной деятельности печально известной религиозной экстремисткой организации «Хизб-ут тахрир», проповедующей идеи воинствующего ислама. Однако в их рядах самыми заметными активистами оказались именно кыргызы, а не узбеки.
В частности, наиболее известный распространитель этой ереси в тех краях - Адхам Исаков, местный торговец, приговоренный ранее к 20 годам заключения за участие в антиправительственных выступлениях и освобожденный в мае прошлого года декретом Временного правительства Кыргызстана. Упомянутый гражданин в своем доме и сейчас занимается размножением листовок и дисков с идеями «Хизб–ут тахрира» с целью распространения их среди населения. Весь местный рынок и родная милиция прекрасно осведомлены об этом, но никаких мер по отношению к нему не почему-то предпринимается. А должны бы…
Как всегда по весне в Баткенской области Кыргызстана вновь активизировалась деятельность другой экстремистской организации – «Таблиги Джамаат». А конкретно, 12 апреля текущего года группа их сторонников открыто расположилась в центральной мечети Кадамжая одноименного района для несения своих идей в массы.
Старший группы – Кочкар Джурабаев родом из Кара–Суу (Ошская область), отлично проповедующий не только на родном кыргызском, но и на таджикском языках. Прятаться от властей ему не приходится, ведь у него имеется лицензия на ведение пропаганды «Таблиги Джамаат» в республике. В марте этого года упомянутая группа нелегально проникла на территорию Таджикистана, где беспрепятственно проводила агитационные мероприятия в Исфаринском районе Согдийской области. В настоящее время они осуществляют пропаганду в селах родной Баткенской области.
Так, где же здесь «узбекское влияние»? Все участники – кыргызы.
Еще одно религиозное течение экстремистского толка, занесенное в южные районы Кыргызстана из Турции, носит название «Сулеймания» по имени её основателя Сулемана Хилми Туннахана. Влияние этой организации наиболее ощутимо среди турецких медресе, зарегистрированных на территории республики. Хотя начала она свою деятельность лишь в 2004 году, в последнее время количество её сторонников заметно увеличивается. Так, в апреле текущего года в городе Узгене состоялось сборище её участников, на котором определялись дальнейшие пути расширения своего влияния на территории сопредельных государств. Такие конкретные задачи ставит перед своими единомышленниками их лидер, известный под именем Садык-али, житель Бишкека.
Как видно из вышесказанного, властям хорошо известны все имена и личности «возмутителей спокойствия», сеющих религиозные идеи в этом крае. Но их деятельность отчего–то не пресекается правоохранительными органами, а во всех бедах опять виновными объявляются узбеки. За что они снова незаслуженно подвергаются давлению со стороны силовых структур, когда необходимо принимать меры к известным виновникам?
Видимо, с логикой здесь действительно не все в порядке. А может, банальное проявление застарелого национализма? А пока на юге республики продолжается выдавливание узбекских священнослужителей из своих родных мечетей.
Тем ли занимается сейчас милиция в Кыргызстане?..
Мамарасул Эгембердиев