31 March 2010
06:31 -
Нигде не было, чтобы исламский банк занимался еще и пропагандой ислама: интервью с исламским финансистом
Появление исламских банков в Казахстане не означает, что в стране начался исламский бум. Шариатские банки, как и любые другие, - это всего лишь бизнес. Они точно так же, как и традиционные финансовые структуры, подвергаются определенным рискам и главной своей целью ставят получение прибыли. Председатель Ассоциации развития исламских финансов Едиге Алпысбай считает - помешать развитию исламского банкинга может стремление многих предпринимателей работать в тени, не раскрывать свои доходы.
ИА REGNUM: Из того, что исламские финансы рвутся в Казахстан уже давно, секрета никто не делает. Однако все это время на разных уровнях возникали проблемы. С чем они были связаны?
А.Е.: Во-первых, исламский банкинг - это новое явление в такой форме для Казахстана, для казахстанского общества. И те люди в государственных органах, которые инициируют приход исламского финансирования, стараются все это внедрить, развить. Но пока мало кто знает, как это сделать. Поэтому приходится искать и привлекать консультантов. Незнание процессов и отсутствие опыта приводит к таким задержкам.
ИА REGNUM: В том числе и к законодательным?
А.Е.: Закон в Казахстане был принят напротив, довольно быстро - при поддержке президента Назарбаева и государственных органов. После того, как было принято принципиальное решение, именно из-за отсутствия закона была небольшая задержка, но вопрос, повторяю был решен в кратчайшие сроки. И в своей нынешней редакции этот закон, в принципе, работоспособен. Особенно, если речь идет именно о банковском секторе. Потому что этот закон был ориентирован, в первую очередь, на создание исламских банков. По другим секторам финансов его нужно еще дорабатывать, что-то менять и дополнять.
ИА REGNUM: В какой сектор придут исламские банки в первую очередь?
А.Е.: Если говорить о практике, я думаю, что наверняка в первую очередь в Казахстан зайдут корпоративные банки, и они будут предлагать свои продукты финансирования для казахстанских компаний с устойчивой финансовой историей и другими требованиями, которые зависят от стратегии самого банка. Поэтому я бы выделил в первую очередь, торговое финансирование. Возможно, лизинговое финансирование. И частично - партнерские инвестиции. Самый исламский продукт, - это когда банк заходит в проект как соучредитель и разделяет и риски, и прибыль со своим партнером.
ИА REGNUM: К чему есть интерес у инвесторов в Казахстане? К какой отрасли?
А.Е.: Сказать в общем, что "исламский инвестор" это все продукты в одном - очень сложно. У банков свои интересы - и не всегда они совпадают внутри исламской группы. Есть фонды, которые создаются под определенные проекты. Поэтому, сказать, что именно нужно исламскому инвестору, очень сложно и не очень правильно. Есть определенные приоритеты. Это - горнодобывающая отрасль, как и везде в мире. Это - сельское хозяйство, это - инфраструктурные проекты. Из специфических отраслей - в Казахстане есть потенциал для развития индустрии халал-продуктов. И это не только мясо и мясопродукты, как мы привыкли в Казахстане. Если взглянуть на мировой рынок, индустрия "халал" огромна. Можно назвать любые потребительские продукты, начиная с жевательной резинки и кетчупов. Это целая индустрия со своими определенными ингредиентами. И эта индустрия интересна исламским инвесторам. В этом секторе развитие идет по всему миру. Казахстан - страна, у которой есть нужный потенциал, есть ресурсы и сырье для развития этой индустрии. В любом случае, исламские инвесторы, как и любые фонды и банки, будут рассматривать проекты с точки зрения экономической целесообразности. Не только в плоскости раз "халал" - значит надо. Нет, они будут рассматривать доходность проекта, риски считать, какие-то политические факторы, экономические и т.д.
ИА REGNUM: А существуют ли данные о потенциальном объеме исламского рынка в Казахстане?
А.Е.: Исследований пока нет, но они уже в ближайших планах. А вот по конкретным цифрам пока говорить очень сложно. Особенно, если учесть, что исламские финансы не ограничиваются мусульманами. В Малайзии и других странах около 40% клиентской базы исламских банков - не мусульмане. Эти люди к банковским продуктам относятся как к товару. Приходят, как в магазин, и выбирают наиболее удобный для них. Да, большая часть базы клиентов - мусульмане, которые готовы прийти в исламский банк по своим религиозным и этическим убеждениям. Но даже если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, в Казахстане есть тенденция все большей осознанности мусульман. Молодежь более серьезно относится к религии. Все стараются жить по принципам ислама. Этот сегмент довольно большой. Это видно даже по мечетям, в которых во время намаза практически нет места. И если смотреть с этой точки зрения, основной сегмент исламского банкинга в Казахстане уже существует. Но в цифрах я сказать не могу, к сожалению.
ИА REGNUM: Какие риски ждут исламский банкинг в Казахстане?
А.Е.: Первое: недостаток информации, информирования населения. Первый фактор - психологический, как население будет воспринимать, что такое исламские банки, исламские финансы. Некоторые боятся, связывают их с терроризмом. Некоторые - вообще не понимают. А некоторые разницы не видят, им все равно. Недостаток информации или неправильное информирование может привести к некоторому оттоку населения от исламских банков. Может, даже само название, исламский банк кого-то оттолкнет. Мы это обсуждали. Стоит ли назвать банк исламским, или использовать опыт некоторых стран, где используется какая-то другая терминология? То есть не связанный с исламом, но который работает по принципу ислама. Этот психологический фактор существует. Но, думаю, чтобы его решить, важно правильно поставить работу по разъяснению. Что такое, как и зачем надо это делать. Это основной фактор. И второй фактор, думаю, это менталитет страны, где определенная категория людей привыкла работать в тени, не раскрывать свои реальные доходы. Или привыкли искать выгоды во всем. Получить деньги и, грубо говоря, кинуть партнера. Такие риски всегда есть. И все будет зависеть от тщательного анализа сотрудников банков и всей финансовой системы.
ИА REGNUM: Многие в Казахстане считают, что вместе с приходом исламских финансов начнется исламский бум.
А.Е.: Думаю, неверно связывать это с приходом исламских финансов. Даже если исламский бум начнется, он будет связан с другими факторами. Можно сказать, население Казахстана уже переживает в определенной степени исламский бум. В хорошем смысле слова. Не в плане радикализма. Люди стали более серьезно и осознанно относиться к этическим принципам ислама, религии. Их интересуют национальные традиции. И я не думаю, что это связано с исламским финансированием. Потому что нигде не было, чтобы открывшийся исламский банк начинал заниматься еще и пропагандой ислама. В любом случае, его надо рассматривать как коммерческую организацию. Основываясь на принципах исламского финансирования, он в любом случае будет искать выгодные предложения, сферы, выгодные для вложения денег и получения определенной прибыли.
ИА REGNUM: Из того, что исламские финансы рвутся в Казахстан уже давно, секрета никто не делает. Однако все это время на разных уровнях возникали проблемы. С чем они были связаны?
А.Е.: Во-первых, исламский банкинг - это новое явление в такой форме для Казахстана, для казахстанского общества. И те люди в государственных органах, которые инициируют приход исламского финансирования, стараются все это внедрить, развить. Но пока мало кто знает, как это сделать. Поэтому приходится искать и привлекать консультантов. Незнание процессов и отсутствие опыта приводит к таким задержкам.
ИА REGNUM: В том числе и к законодательным?
А.Е.: Закон в Казахстане был принят напротив, довольно быстро - при поддержке президента Назарбаева и государственных органов. После того, как было принято принципиальное решение, именно из-за отсутствия закона была небольшая задержка, но вопрос, повторяю был решен в кратчайшие сроки. И в своей нынешней редакции этот закон, в принципе, работоспособен. Особенно, если речь идет именно о банковском секторе. Потому что этот закон был ориентирован, в первую очередь, на создание исламских банков. По другим секторам финансов его нужно еще дорабатывать, что-то менять и дополнять.
ИА REGNUM: В какой сектор придут исламские банки в первую очередь?
А.Е.: Если говорить о практике, я думаю, что наверняка в первую очередь в Казахстан зайдут корпоративные банки, и они будут предлагать свои продукты финансирования для казахстанских компаний с устойчивой финансовой историей и другими требованиями, которые зависят от стратегии самого банка. Поэтому я бы выделил в первую очередь, торговое финансирование. Возможно, лизинговое финансирование. И частично - партнерские инвестиции. Самый исламский продукт, - это когда банк заходит в проект как соучредитель и разделяет и риски, и прибыль со своим партнером.
ИА REGNUM: К чему есть интерес у инвесторов в Казахстане? К какой отрасли?
А.Е.: Сказать в общем, что "исламский инвестор" это все продукты в одном - очень сложно. У банков свои интересы - и не всегда они совпадают внутри исламской группы. Есть фонды, которые создаются под определенные проекты. Поэтому, сказать, что именно нужно исламскому инвестору, очень сложно и не очень правильно. Есть определенные приоритеты. Это - горнодобывающая отрасль, как и везде в мире. Это - сельское хозяйство, это - инфраструктурные проекты. Из специфических отраслей - в Казахстане есть потенциал для развития индустрии халал-продуктов. И это не только мясо и мясопродукты, как мы привыкли в Казахстане. Если взглянуть на мировой рынок, индустрия "халал" огромна. Можно назвать любые потребительские продукты, начиная с жевательной резинки и кетчупов. Это целая индустрия со своими определенными ингредиентами. И эта индустрия интересна исламским инвесторам. В этом секторе развитие идет по всему миру. Казахстан - страна, у которой есть нужный потенциал, есть ресурсы и сырье для развития этой индустрии. В любом случае, исламские инвесторы, как и любые фонды и банки, будут рассматривать проекты с точки зрения экономической целесообразности. Не только в плоскости раз "халал" - значит надо. Нет, они будут рассматривать доходность проекта, риски считать, какие-то политические факторы, экономические и т.д.
ИА REGNUM: А существуют ли данные о потенциальном объеме исламского рынка в Казахстане?
А.Е.: Исследований пока нет, но они уже в ближайших планах. А вот по конкретным цифрам пока говорить очень сложно. Особенно, если учесть, что исламские финансы не ограничиваются мусульманами. В Малайзии и других странах около 40% клиентской базы исламских банков - не мусульмане. Эти люди к банковским продуктам относятся как к товару. Приходят, как в магазин, и выбирают наиболее удобный для них. Да, большая часть базы клиентов - мусульмане, которые готовы прийти в исламский банк по своим религиозным и этическим убеждениям. Но даже если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, в Казахстане есть тенденция все большей осознанности мусульман. Молодежь более серьезно относится к религии. Все стараются жить по принципам ислама. Этот сегмент довольно большой. Это видно даже по мечетям, в которых во время намаза практически нет места. И если смотреть с этой точки зрения, основной сегмент исламского банкинга в Казахстане уже существует. Но в цифрах я сказать не могу, к сожалению.
ИА REGNUM: Какие риски ждут исламский банкинг в Казахстане?
А.Е.: Первое: недостаток информации, информирования населения. Первый фактор - психологический, как население будет воспринимать, что такое исламские банки, исламские финансы. Некоторые боятся, связывают их с терроризмом. Некоторые - вообще не понимают. А некоторые разницы не видят, им все равно. Недостаток информации или неправильное информирование может привести к некоторому оттоку населения от исламских банков. Может, даже само название, исламский банк кого-то оттолкнет. Мы это обсуждали. Стоит ли назвать банк исламским, или использовать опыт некоторых стран, где используется какая-то другая терминология? То есть не связанный с исламом, но который работает по принципу ислама. Этот психологический фактор существует. Но, думаю, чтобы его решить, важно правильно поставить работу по разъяснению. Что такое, как и зачем надо это делать. Это основной фактор. И второй фактор, думаю, это менталитет страны, где определенная категория людей привыкла работать в тени, не раскрывать свои реальные доходы. Или привыкли искать выгоды во всем. Получить деньги и, грубо говоря, кинуть партнера. Такие риски всегда есть. И все будет зависеть от тщательного анализа сотрудников банков и всей финансовой системы.
ИА REGNUM: Многие в Казахстане считают, что вместе с приходом исламских финансов начнется исламский бум.
А.Е.: Думаю, неверно связывать это с приходом исламских финансов. Даже если исламский бум начнется, он будет связан с другими факторами. Можно сказать, население Казахстана уже переживает в определенной степени исламский бум. В хорошем смысле слова. Не в плане радикализма. Люди стали более серьезно и осознанно относиться к этическим принципам ислама, религии. Их интересуют национальные традиции. И я не думаю, что это связано с исламским финансированием. Потому что нигде не было, чтобы открывшийся исламский банк начинал заниматься еще и пропагандой ислама. В любом случае, его надо рассматривать как коммерческую организацию. Основываясь на принципах исламского финансирования, он в любом случае будет искать выгодные предложения, сферы, выгодные для вложения денег и получения определенной прибыли.