10 December 2009
03:13 - Дмитрий Медведев выступил перед СМИ как журналист и интеллигент, и поиздевался над узбекским журналистом
Президент России Дмитрий Медведев выступил сегодня на Форуме европейских и азиатских медиа, собравшем представителей четвертой власти из республик бывшего Союза. Участники форума в целом поддержали тезис президента о том, что со свободой слова в России все в порядке, и посетовали только на «развлекательно-коммерческий уклон» современной печати.

«Собственные развитые средства массовой информации - это признак государственного суверенитета, а не иностранные средства массовой информации, которые активно вещают и формируют информационную „поляну“, - заявил Медведев.

Главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк, которая вела дискуссию, объявила, что президентский блог в сети - это «фактически заявка» на вступление в журналистское сообщество. Медведев не стал возражать и заявил, что принадлежность к журналистскому цеху повысит теперь градус его личной ответственности.

На фоне Узбекистана со свободой прессы в России все хорошо

Отвечая на вопрос узбекского участника форума о состоянии со свободой слова в России, Медведев сказал: «Я надеюсь, что у вас в Узбекистане с этим все в порядке - со свободой слова. Раз вы этот вопрос мне задаете, значит, тогда, видимо, узбекские мотивы вас не очень волнуют».

«Что же касается свободы слова в нашей стране, то позвольте ответить вам тем же - у нас с этим все в порядке, что наглядно демонстрирует и наше с вами общение, и возможность использовать самые разные способы доставки информации до потребителя», - подчеркнул президент. По мнению Медведева, вопрос о том, что «вообще должны публиковать средства массовой информации, это очень сложная философская тема». Он отметил, что здесь необходимо определить, «где границы возможного, где границы дозволенного, а что является табу, что не должно происходить в цивилизованном обществе, с учетом того, как мы, конечно, понимаем нашу цивилизацию». «Это всегда будет тонким вопросом», - считает президент.

На словах о философской теме сидевший рядом с репортером GZT.RU один из патриархов отечественной публицистики явно начал клевать носом. Он проснулся, лишь когда оратор повысил голос. Отвечая на вопрос гостя из Кишинева, Медведев выразил озабоченность положением русского языка в Молдавии. «В период парламентских выборов произошло сужение русскоязычного пространства, - сказал он. - Надеюсь, что власти будут проявлять большую толерантность к интересам своего населения и не будут принимать искусственных решений, чтобы не сужать потенциал общения между нашими народами и не разрушать механизм общения внутри собственной страны».

Грузины потребовали у Медведева прямой самолет и пряников

Медведев подтвердил, что Россия продолжит поддерживать русскоязычную прессу в других странах, и даже произвел на этих словах некий поглаживающий жест ладонью в воздухе, словно бы тактильно подбадривал соотечественников в далеких уголках планеты. «Я не вижу в этом вмешательства во внутренние дела других государств, - заметил он. - Мы намерены действовать исключительно в рамках законодательства этих стран».

Едва Медведев договорил, как в первом ряду поднялся и самостоятельно взял слово один из членов тбилисской делегации. Хотя организаторы не спешили принести ему микрофон, грузинский журналист сумел донести свою точку зрения не только до Медведева, но и до всего зала, поскольку обладал мощным баритоном. «Дмитрий Анатольевич, у меня к вам и вопрос, и просьба, и совет, - кричал он. - В отношениях с Грузией побольше применять пряник, меньше кнута!» Медведев терпеливо выслушал совет и весело пообещал непременно учесть его при принятии решений.

Отвечая на вопрос другого представителя Грузии, президент заявил, что не видит, например, особых препятствий для возобновления прямого авиасообщения Москвы и Тбилиси, а также для открытия известного погранперехода «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе.

«Русскому интеллигенту» Медведеву намекнули на таджикских гастарбайтеров

Чуть позже один из участников форума из Таджикистана встал и обратился к Медведеву «как к русскому интеллигенту» с вопросом об усилении ксенофобии в России. Тут президент наконец признался, что слышать такое обращение к себе ему «неловко».

Глава государства признал, что ксенофобские настроения за последние годы в стране усилились. Правда, в утешение добавил, что эти настроения усилились не только в России, но и в других государствах»: и «Таджикистан не идеален», и «в Европе полно ксенофобии». По мнению Медведева, за публичное проявление ксенофобии должна наступать строгая ответственность - «от обычного „промывания мозгов“, если это еще не поздно, до суровой уголовной ответственности».

Угроза для прессы надвигается изнутри

После того как диалог президента с залом наконец завершился и Медведев уехал, участники форума в числе основных угроз для свободы слова называли вовсе не давление со стороны чиновников, а «развлекательный уклон» прессы.

«Сейчас очень мало в прессе аналитических материалов по сравнению с 90-ми годами, общество отвыкло от них, - посетовал в беседе с репортером GZT.RU президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. - Слишком много материалов „по поводу“, сиюминутных, мелкотравчатых. Нужно его возвращать к глубинным проблемам».

Засурский не видит в этом никакой вины властей. «Вот такое собрание, выступление президента - это, конечно, хорошо. Но и в деятельности государства мало заботы о том, чтобы народ больше понимал перспективы развития и мира, и России, и взаимодействия разных элементов современного общества. Мир меняется, а наши газеты утрачивают возможность обобщать».

Заседавший в президиуме форума исполнительный секретарь исполкома СНГ Сергей Лебедев также винит «коммерческий уклон» журналистики. «С одной стороны, повышается объективность информации в республиках СНГ, - сказал он GZT.RU. - Но, с другой стороны, представители СМИ вынуждены руководствоваться и коммерческим интересом. И здесь дилемма - как найти оптимальное соотношение развлекательной информации и более разнообразной и серьезной. Кроме того, очень важно соотношение позитивной и негативной информации. Мне бы очень хотелось, чтобы наши средства информации больше находили позитива, больше сообщали бы о добрых делах. А таких дел у нас немало». // gzt.ru