Журнал Ҳаракат
№1 (40) 2003. Инсон хукуклари
Талиб Якубов -
Давлат карокчилар тўдасига айланса
(По материалам Общество Прав Человека Узбекистана)
Ответ на вопрос «Когда государство превращается в шайку разбойников?», много столетий назад дал уже римлянин Августин Аврелий: «В условиях отсутствия справедливости и правосудия государство превращается в шайку разбойников». Может быть, это изречение в то время было истиной не для всех. Истина рождается на практике. Практика показала, что это истина. Но не для всех. Последне утверждение также является истиной. По крайней мере, в Узбекистане. Следуюшие дла материала Общества Прав Человека Узбекистана наглядный тому пример.
I. Как фермеров заставляли есть траву
(Сообщение Пресс-центра Общества прав человека Узбекистана, 22 января 2003 года)
Говорят, что дурной пример заразителен. Если этот пример преподносится высокопоставленным чиновником или руководителем государства, то он еще и опасен, добавим мы от себя.
Шавкат Мираманович Мирзияев несколько лет проработал хокимом Мирза Улугбекского района г.Ташкента, более пяти лет руководил Джизакским областным хокимиятом, а более года тому назад стал хокимом Самаркандской области. Добрую память в первых двух регионах он о себе не оставил. Люди в основном вспоминают его грубость, матерщину, избиения. Да и самаркандцы говорят только об этом. За год с небольшим он и там навел свои «порядки». Мирзияев по роду своей работы имеет тесный контакт с главой государства. Страна полна разговоров о «сильной руке» (в смысле чересчур острого слова и рукоприкладства) президента: некоторые рассуждают об этом с восторгом, другие с сожалением, третьи, а их большинство, с осуждением. Что касается хокима Самаркандской области, то ли он заразился дурным примером, то ли это врожденное качество, во всяком случае и сам он заражает других этим не совсем демократическим качеством.
16 июля 2002 года заместитель Ш.Мирзияева по вопросам сельского и водного хозяйств Одилжон Абдураимов провел инспекцию полей с хлопчатником колхоза имени Ахунбабаева, а в 2200 часа созвал собрание колхозников и фермеров, которое прошло в зале заседаний хокимията Ищтиханского района. На собрании участвовали более 80 человек, в котором присутствовал и хоким района Абдухамид Хамидов. На собрании с отчетом выступил агроном района по вопросам сельского и водного хозяйств.
Выступивший после него О.Абдураимов начал свою речь с матерщины в адрес фермеров, на хлопковых полях которых он обнаружил сорняк, т.е. дикорастущую траву. Там он не поленился сорвать довольно большой пучок трав. О.Абдураимов держал его в своих руках, когда он гневно выступал против фермеров. Недалеко от него стояла группа милиционеров в ожидании, что прикажет «хозяин». Высокопоставленный чиновник области и одновременно ученик Ш.Мирзияева настолько вошел в раж, что стал подзывать каждого фермера в отдельности к себе и в приказном порядке принуждал их есть траву. И они ели. Кто отказывался выполнять это унизительное процедуру, его тут же по приказу заместителя областного хокима принимались избивать милиционеры. Траву ели бригадир Ихмат Амриллаев, фермеры Косиров Хазрат, Сувонов Шавкат, агроном Кутибоев Умар и другие.
Все перепугались, у фермеров не было лица. Перепуганный хоким района также сидел бледный. Собрание закончилось к 1200 ночи. О.Абдураимов уехал в Самарканд с чувством исполненного долга. Вряд ли он осознавал, что каждый человек имеет право на отдых, а ночь – именно время для активного отдыха, не говоря уже о том, что унижение человека – это грубейшее нарушение прав человека, за что в УК РУз предусмотрено наказание (ст.140). Просто он знал, что в условиях Узбекистана любое нарушение прав человека сойдет с рук, останется без наказания.
Фермеры забили тревогу. Домой вернулись к 200 часам ночи. Кто-то оповестил, что на участке фермера Толиба Туракулова поле заливает вода. Решили во что бы то ни стало перекрыть путь к воде. Член бригады Шерали Исматов, участвовавший пару часов назад на собрании, сказал: «Если об этом узнают в областном хокимияте, они могут заставить нас пить эту мутную воду». Работали всю остальную часть ночи, преграждая путь воде. Под утро пошли домой. Домой не пришли Ш.Исматов и Ориф Туракулов, брат Т.Туракулова.
Измотанные парни уснули на обочине дороги, проходящей вдоль хлопкового поля. Утром их обнаружили мертвыми – по ним проехала машина. Вскоре сотрудники милиции нашли виновника, им оказался водитель неисправного автобуса Кузибой Холбоев, житель Пайарикского района. В автобусе кроме водителя находились Эшниёз Рузиев, Бахтиёр Убайдуллаев, Уктам Абдуллаев, Бахриддин Мамараззоков, Нодир и Зафар Эшкувватовы и Олим Беккулов, которые были очевидцами наезда. Но они сокрыли преступление, не сообщив о нем милиции.
Совсем иначе повело себя следствие. Оно не стало вдаваться в подробности, не стало изучать истинные причины случившегося и объявило, что в крови погибших обнаружены наркотики. Известно, что у погибших никто не брал крови на анализ. Кузибой Холбоев был приговорен судом к 10 годам лишения свободы, а через два месяца вышел на свободу по амнистии.
Вот так строит хоким Мирзияев правовое демократическое общество в Самаркандской области.
II. Открытое письмо министру внутренних дел республики Узбекистан Алматову
Многоуважаемый Зокиржон Алматович!
Из прилагаемого к настоящему обращению сообщения Общества Прав Человека Узбекистана, надеюсь, Вы узнаете о неблаговидных делах, совершаемых сотрудниками Иштиханского и Каттакурганского районных отделений внутренних дел Самаркандской области. Похоже, что как и в других местах Узбекистана, в этих двух районах из-за отсутствия справедливости и правосудия государство превратилось, говоря языком Августина Аврелия, в шайку разбойников.
Предваренную к настоящему обращению истину римлянин Августин Аврелий заметил в IV веке прошлого тысячелетия. Весьма прискорбно, что и спустя почти семьсот лет суть данной глубокой философской истины руководители независимого Узбекистана не понимают.
Осведомлены ли Вы, многоуважаемый министр, о степени недовольства народа от политики правительства Узбекистана, в частности от произвола милиции?
Если нет, то, необходимо сказать правду: Ваше место не в министерстве внутренних дел.
Если же предположить, что Вы осведомлены, то это означает одно из двух: либо она, политика правительства, направлена на то, чтобы умышленно вызвать социальный взрыв в обществе, либо данный разбойничий путь выбран с целью обогащения. Третья цель никак не просматривается.
Думаю, нет необходимости Вам разъяснять то, что обе приведенные выше цели, как бы их не скрывали и не оправдывали, являются опасными. Мировая история предоставляет нам массу примеров того, что, преследовавшие эти цели люди, несли ответственность перед государством, народом и историей. Глубоко ошибается тот, кто считает, что все остается без следа и осуждения.
Для чего я все это пишу?
Узбекистан и его правительство подошли к роковой черте. Это чувствуют каждый человек нашего общества и международные организации. Считаю, что переход за эту черту исключительно опасен для Узбекистана. Кто-то должен понять эту опасность и предупредить правительство, исполняя свой гражданский долг. Эту миссию я беру на себя.
Надеюсь, о моей акции будет передано правительству. Правительство Узбекистана вольно меня понять по своему. Вне зависимости от того, как оно поймет, считаю, что я выполнил свой долг перед историей. Об этом я заявляю осознанно и открыто. Я не скрываю своего имени, подобно «Усману Хакназарову». Я отвечаю за каждое свое слово.
Многоуважаемый Зокиржон Алматович! Давление, оказываемое на Общество Прав Человека Узбекистана, должно быть остановлено. Его члены Турсинбай Утамуратов, Хасанбой Мадрахимов, Джура Мурадов, Норпулат Раджапов и Мусурмонкул Хамроев, а также Лариса Вдовина, содержащаяся в психиатрической больнице, должны быть освобождены немедленно. Хотя Хасан Алимов, его жена Асал Одилова и их сын Хосил Нуруллаев не являются членами Общества Прав Человека Узбекистана, мы требуем немедленного их освобождения из-под ареста. Мы выражаем надежду, что наказать тех сотрудников милиции, которые оказывают давление на председателя Иштиханского районного отделения Общества Прав Человека Узбекистана Норбоя Холжигитова, Вам под силу.
С уважением,
Талиб Якубов
Председатель Общества
Прав Человека Узбекистана
Январь, 2003