Журнал Ҳаракат
№5 (26) 2000. Биз яшаятган жамият
Тохир Яхшибеков -
Маънавият: хукукнинг заминидаги омил (рус)
НРАВСТВЕННОСТЬ, КАК БАЗОВЫЙ ПРЕДМЕТ ПРАВА
Статя 7 Всеобщей Декларации Прав Человека (ВДПЧ) гласит: «Все люди равны перед законом …», синонимом которому является другое утверждение: все люди от рождения наделены одинаковыми правами.
Объем и содержание прав человека определяют нравственные устои общества. Так случилось, что нравственность длительное время пребывала предметом особой заботы религии, поставившей во главу угла заповедь: «не убий». Приоритетность права на жизнь деятели от религии обосновали просто и веско. Дескать, жизнь дарована человеку Богом, следовательно, никто, кроме него (Бога) не может покуситься на человеческую жизнь.
Демократы, а в их числе и правозащитники, обнаружили историческую необходимость отмены смертной казни, что все еще остается камнем преткновения для законодательства многих стран мира.
Субъективное противостояние между Правом Человека и Законом метко подмечено Софоклом. Его героиня Антигона, вопреки запрету Креона, предает земле тело убитого брата Полиника. Возникает коллизия. По закону государства, чем являлся приказ тирана, на похороны Полиника был наложен запрет, смириться с которым Антигона не могла, поскольку её человеческая сущность руководствовалась высокими нормами морали.
Таким образом, седьмая статья ВДПЧ справедлива лишь в определенном случае, о чем и пойдет речь ниже.
Теория и практика показывают, что закон посягающий на свободу человека ограничен в своих действиях рамками Пространства и Времени.
Преступившему нормы общественного поведения предоставляется ограниченное пространство, но вполне достаточное для нормального функционирования «души» и тела. То же самое можно сказать и о продолжительности наказания, которое никак не может быть пожизненным. Исключение составляют лица, представляющие угрозу безопасности общества.
В свете изложенного, предлагается обсудить четвертую статью ВДПЧ: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещена во всех видах». Противники рабства, если вдуматься хорошенько, выступают против своеобразной, крайне жестокой формы унижения чести и достоинства человека. Не случайно Парижская хартия СБСЕ (Париж, 1990), рассмотрев вопрос о человеческом измерении, сделала весьма важный вывод о том, что: «уважение прав человека и основных свобод неизменно».
Таким образом, основополагающим принципом демократии является неизменное и обязательное для всех уважение чести и достоинства человека.
Честь и достоинство человека определяют круг прав и основных свобод, которые берет под свою защиту Закон. Данное условие подтверждено временем.
С тех пор, как человек изобрел государство прошли тысячелетия. Канули в вечность древний рабовладельческий Рим и Туран, крепостная Россия и «красная» империя СССР, но осталась власть и законы, оберегающие её, но никак не нравственность.
В связи с упомянутым рассмотрим ситуацию в Узбекистане сквозь призму нищеты.
За неполные девять лет, так называемого независимого развития, экономика Узбекистана, «успешно» преодолев все препятствия, окунулась в пучину кризиса. Этот факт не в состоянии скрыть официальная статистика, согласно которой курс национальной неконвертируемой валюты неуклонно равномерно и медленно падает. На самом деле, процесс обесценивания сума протекает по скачкообразной нарастающей. В результате растет число малообеспеченных и материально незащищенных семей.
Для сравнения в России, где средняя зарплата по данным английского еженедельника « Экономист» составляет 65 долларов, бедность приобрела настолько огромные размеры, что предполагает обернуться к 2050 году сокращением населения на 75 млн. человек, т.е. более чем половину (51,7%). Тогда чем обернется узбекскому народу минимальная зарплата в 1750 сум (2,6 %); труд рядового врача оценен в 4500 сум (6$); старший преподаватель вуза получает 10000сум (~ 13$); средний размер пенсии – (6000-7000) сум или ~ 9-10$, при прожиточном минимуме ~ 20 – 25 $.
У узбекской нынешней власти собственное понятие о демократии, об уважении чести и достоинства человека.
В Узбекистане почти треть населения пенсионеры – люди пожилого и преклонного возраста. Неписаные законы нравственности, традиции и обычаи окружают уважением людей, кто трудом заработал заслуженный отдых. Так бы тому и быть, не помешай бездарное правление государством. Оказавшись за чертой бедности, подавляющее большинство пенсионеров вынуждено наниматься на работу и отдавать половину либо пенсии, либо зарплаты государству.
Таким образом, многомиллионная армия тружеников Узбекистана оказалась в положении рабов.
Трудные времена переживает село. Монополия на земельную собственность позволяет государству диктовать цены на сельскохозяйственную продукцию и изымать весь урожай до зернышка. При этом в ход пускаются полицейские методы устрашения и подавления.
Приверженность к социалистическим методам хозяйствования дает свои плоды. Урожайность основных сельхозкультур из года в год падает, что в сочетании с обносившимся машинным парком, подвело крестьянина к грани разорения.
Нищета коснулась и духовной стороны жизни. Дети в детских садах, заключенные в лагерях распевают по утрам гимн Узбекистана. Учащиеся старших классов и студенты изучают в обязательном порядке труды Президента. Школьный учебник по истории для 11 классов представляет собой сборник изречений И.Каримова – «основателя Узбекского государства».
Народ, которого беззастенчиво грабит власть, обречен на нищету и глухое молчание при разгуле полицейских карательных мер.
Таким образом, закон, даже самый демократичный, не в состоянии защитить честь и достоинство человека, если находится в глубоком разладе с совестью.
А время обещанных перемен минуло
В декабре 1999 года в Узбекистане состоялись - высший орган законодательной власти в республике. Казалось бы, в таких условиях, выборы в Олий Мажлис должны были быть событием необыденнам. Однако, обошлось. Политическая апатия избирателей была под стать будничной серости. Горькое разочарование, да и только.
Власть не оправдала надежд и по ее вине миллионы оказались за чертой бедности. Представительные органы власти и проправительственные средства массовой информации обходят животрепещущую тему стороной, мимоходом замечая о трудностях переходного периода, о ценах, которые кусаются.... Неприкрытая ложь. В Узбекистане почти треть населения пенсионеры, средний ежемесячный доход которых не превышает 5 - 6 тысяч сумов, что эквивалентно 6,5 - 8 $. Килограмм сливочного масла стоит 1700 сумов ( 2,3 $), плата за однокомнатную квартиру и коммунальные услуги составляет ту же сумму ( 2.2 $), килограмм самой дешевой булки хлеба стоит 0,12 $ . Ежемесячные затраты на хлеб оцениваются по минимуму в 1,8 $. Простые арифмитические расчеты указывают на безысходность положения широких социальных слоев населения. А ведь это среднестатистические данные. Конкретные факты и того страшней. Рядовой служащий, воспитывающий двоих детей получает 4500 сумов. Мыслимо ли прожить на такие деньги? Да, и что это за работа, которая исключает само существование.
Недееспособность власти, как оказалось, полбеды. Такую власть при добром сердце и сострадании можно не только понять, но и простить, но как быть с теми, кто не имея за душой ни совести, ни честности, обманывает, обворовывает и унижает народ.
Право на жизнь, на свободу мысли дано каждому из нас. Это право закреплено рядом международных соглашений. Демократическое государство стремится создать максимально благоприятные условия для реализации возможностей предоставленных личности. Почетная и благородная миссия возложена на власть.
Вопрос о власти решается на политической арене, где протекает состязание мыслей, противоборство личностей. На основе общности взглядов создаются политические партии, каждая из которых исходит из собственных представлений обустройства общества, но исключиьельно в интересах народа. Судить и выбирать право каждого человека. Таковы непреложные законы бытия. В Узбекистане решено не считаться с объективной реальностью. Парадом командует субъективное: хочу - не хочу.
Говорят, что умный учится на ошибках других, а его антипод следует по стопам вождя народов. Некоторые уважаемые журналисты и видные политики утверждают, что в Узбекистане нет оппозиции. Если верить вам, уважаемые господа, то в Узбекистане политическая жизнь отсутствует. Подобное утверждение либо заведомая, либо безгрешная, но ложь. Просто-напросто оппозиция оворована; власть же совершившая насилие сохраняет на лице благопристойную мину с помощью карманных партий типа «Миллий тикланиш» (Партия национального возрождения), «Адолат» (Справедливость) и т.д., включая правоприемницу коммунистической партии, именуемую теперь Народно-Демократической. Откройте газету «Народное слово» за 12 ноября текущего года, где лидеры обнародовали программные заявления и сопоставьте их. Никаких разногласий. Дифирамьы в адрес режима в стиле пресловутого «одобряемс». Стыдно господа за вас, дискредитирующих образ талантливого и трудолюьивого узбекского народа, стыдно за интеллегенцию, когда видный поэт Э.Вохидов разменивается и опускается до строк «... после завоевания Россией, что нам пришло первым? Не стихи Пушкина, романы Толстого, а водка и проститутки». Да будет вам. Во-первых, с завоеванием к нам пришел колониальный режим со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, проститутки и водка, как зло, царят испокон веков. Познакомьтесь с историческими и археологическими материалами и убедитесь , что водка (арак) - изобретение среднеазиатских народов. Нам бы о другом. Разве вам ничего не известно о разгуле террора в Узбекистане, разве вам на каждом углу не попадаются старики, старухи, инвалиды с протянутой рукой?
Правящий режим не оставил никаких шансов на цивилизованный выбор, что «Адолат», что «Ватан тарракиёти» - «хрен редьки не слаще».
На следующий день после выборов СМИ сообщило том, что в выборах приняло участие 96 % избирателей. Опять-таки наглая ложь. Из источников, заслуживающих доверия, на избирательных участках осуществлена подтасовка. По самым скромным подсчетам к избирательным урнам не явилось от 30 % до 40 % избирателей. Это помимо случаев, когда один избиратель умудрялся проголосовать за трех, а то и за десяток избирателей.
Ко мне и другим моим знакомым без вызова приходили члены участковых комиссий с целью агитации. О каком свободном волеизъявлении может идти речь. Только сумасшедший может позволить себе проголосовать за тех, кто разграбил и вверг народ в нищее отчаяние.
Итоги прошедших выборов известны заведомо. Пройдут лица по утвержденному сверху списку. Власть вцепилась мертвой хваткой в кресло узурпатора и помяните; будущее сулит Узбекистану невзгоды и лищения; под мир и безопасность среднеазиатского региона закладывается мина огромной разрушительной силы.
Не удивительно, что ОБСЕ не направило в Узбекистан своих представителей и расценило прошедшие выборы антидемократическими.
Статя 7 Всеобщей Декларации Прав Человека (ВДПЧ) гласит: «Все люди равны перед законом …», синонимом которому является другое утверждение: все люди от рождения наделены одинаковыми правами.
Объем и содержание прав человека определяют нравственные устои общества. Так случилось, что нравственность длительное время пребывала предметом особой заботы религии, поставившей во главу угла заповедь: «не убий». Приоритетность права на жизнь деятели от религии обосновали просто и веско. Дескать, жизнь дарована человеку Богом, следовательно, никто, кроме него (Бога) не может покуситься на человеческую жизнь.
Демократы, а в их числе и правозащитники, обнаружили историческую необходимость отмены смертной казни, что все еще остается камнем преткновения для законодательства многих стран мира.
Субъективное противостояние между Правом Человека и Законом метко подмечено Софоклом. Его героиня Антигона, вопреки запрету Креона, предает земле тело убитого брата Полиника. Возникает коллизия. По закону государства, чем являлся приказ тирана, на похороны Полиника был наложен запрет, смириться с которым Антигона не могла, поскольку её человеческая сущность руководствовалась высокими нормами морали.
Таким образом, седьмая статья ВДПЧ справедлива лишь в определенном случае, о чем и пойдет речь ниже.
Теория и практика показывают, что закон посягающий на свободу человека ограничен в своих действиях рамками Пространства и Времени.
Преступившему нормы общественного поведения предоставляется ограниченное пространство, но вполне достаточное для нормального функционирования «души» и тела. То же самое можно сказать и о продолжительности наказания, которое никак не может быть пожизненным. Исключение составляют лица, представляющие угрозу безопасности общества.
В свете изложенного, предлагается обсудить четвертую статью ВДПЧ: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещена во всех видах». Противники рабства, если вдуматься хорошенько, выступают против своеобразной, крайне жестокой формы унижения чести и достоинства человека. Не случайно Парижская хартия СБСЕ (Париж, 1990), рассмотрев вопрос о человеческом измерении, сделала весьма важный вывод о том, что: «уважение прав человека и основных свобод неизменно».
Таким образом, основополагающим принципом демократии является неизменное и обязательное для всех уважение чести и достоинства человека.
Честь и достоинство человека определяют круг прав и основных свобод, которые берет под свою защиту Закон. Данное условие подтверждено временем.
С тех пор, как человек изобрел государство прошли тысячелетия. Канули в вечность древний рабовладельческий Рим и Туран, крепостная Россия и «красная» империя СССР, но осталась власть и законы, оберегающие её, но никак не нравственность.
В связи с упомянутым рассмотрим ситуацию в Узбекистане сквозь призму нищеты.
За неполные девять лет, так называемого независимого развития, экономика Узбекистана, «успешно» преодолев все препятствия, окунулась в пучину кризиса. Этот факт не в состоянии скрыть официальная статистика, согласно которой курс национальной неконвертируемой валюты неуклонно равномерно и медленно падает. На самом деле, процесс обесценивания сума протекает по скачкообразной нарастающей. В результате растет число малообеспеченных и материально незащищенных семей.
Для сравнения в России, где средняя зарплата по данным английского еженедельника « Экономист» составляет 65 долларов, бедность приобрела настолько огромные размеры, что предполагает обернуться к 2050 году сокращением населения на 75 млн. человек, т.е. более чем половину (51,7%). Тогда чем обернется узбекскому народу минимальная зарплата в 1750 сум (2,6 %); труд рядового врача оценен в 4500 сум (6$); старший преподаватель вуза получает 10000сум (~ 13$); средний размер пенсии – (6000-7000) сум или ~ 9-10$, при прожиточном минимуме ~ 20 – 25 $.
У узбекской нынешней власти собственное понятие о демократии, об уважении чести и достоинства человека.
В Узбекистане почти треть населения пенсионеры – люди пожилого и преклонного возраста. Неписаные законы нравственности, традиции и обычаи окружают уважением людей, кто трудом заработал заслуженный отдых. Так бы тому и быть, не помешай бездарное правление государством. Оказавшись за чертой бедности, подавляющее большинство пенсионеров вынуждено наниматься на работу и отдавать половину либо пенсии, либо зарплаты государству.
Таким образом, многомиллионная армия тружеников Узбекистана оказалась в положении рабов.
Трудные времена переживает село. Монополия на земельную собственность позволяет государству диктовать цены на сельскохозяйственную продукцию и изымать весь урожай до зернышка. При этом в ход пускаются полицейские методы устрашения и подавления.
Приверженность к социалистическим методам хозяйствования дает свои плоды. Урожайность основных сельхозкультур из года в год падает, что в сочетании с обносившимся машинным парком, подвело крестьянина к грани разорения.
Нищета коснулась и духовной стороны жизни. Дети в детских садах, заключенные в лагерях распевают по утрам гимн Узбекистана. Учащиеся старших классов и студенты изучают в обязательном порядке труды Президента. Школьный учебник по истории для 11 классов представляет собой сборник изречений И.Каримова – «основателя Узбекского государства».
Народ, которого беззастенчиво грабит власть, обречен на нищету и глухое молчание при разгуле полицейских карательных мер.
Таким образом, закон, даже самый демократичный, не в состоянии защитить честь и достоинство человека, если находится в глубоком разладе с совестью.
А время обещанных перемен минуло
В декабре 1999 года в Узбекистане состоялись - высший орган законодательной власти в республике. Казалось бы, в таких условиях, выборы в Олий Мажлис должны были быть событием необыденнам. Однако, обошлось. Политическая апатия избирателей была под стать будничной серости. Горькое разочарование, да и только.
Власть не оправдала надежд и по ее вине миллионы оказались за чертой бедности. Представительные органы власти и проправительственные средства массовой информации обходят животрепещущую тему стороной, мимоходом замечая о трудностях переходного периода, о ценах, которые кусаются.... Неприкрытая ложь. В Узбекистане почти треть населения пенсионеры, средний ежемесячный доход которых не превышает 5 - 6 тысяч сумов, что эквивалентно 6,5 - 8 $. Килограмм сливочного масла стоит 1700 сумов ( 2,3 $), плата за однокомнатную квартиру и коммунальные услуги составляет ту же сумму ( 2.2 $), килограмм самой дешевой булки хлеба стоит 0,12 $ . Ежемесячные затраты на хлеб оцениваются по минимуму в 1,8 $. Простые арифмитические расчеты указывают на безысходность положения широких социальных слоев населения. А ведь это среднестатистические данные. Конкретные факты и того страшней. Рядовой служащий, воспитывающий двоих детей получает 4500 сумов. Мыслимо ли прожить на такие деньги? Да, и что это за работа, которая исключает само существование.
Недееспособность власти, как оказалось, полбеды. Такую власть при добром сердце и сострадании можно не только понять, но и простить, но как быть с теми, кто не имея за душой ни совести, ни честности, обманывает, обворовывает и унижает народ.
Право на жизнь, на свободу мысли дано каждому из нас. Это право закреплено рядом международных соглашений. Демократическое государство стремится создать максимально благоприятные условия для реализации возможностей предоставленных личности. Почетная и благородная миссия возложена на власть.
Вопрос о власти решается на политической арене, где протекает состязание мыслей, противоборство личностей. На основе общности взглядов создаются политические партии, каждая из которых исходит из собственных представлений обустройства общества, но исключиьельно в интересах народа. Судить и выбирать право каждого человека. Таковы непреложные законы бытия. В Узбекистане решено не считаться с объективной реальностью. Парадом командует субъективное: хочу - не хочу.
Говорят, что умный учится на ошибках других, а его антипод следует по стопам вождя народов. Некоторые уважаемые журналисты и видные политики утверждают, что в Узбекистане нет оппозиции. Если верить вам, уважаемые господа, то в Узбекистане политическая жизнь отсутствует. Подобное утверждение либо заведомая, либо безгрешная, но ложь. Просто-напросто оппозиция оворована; власть же совершившая насилие сохраняет на лице благопристойную мину с помощью карманных партий типа «Миллий тикланиш» (Партия национального возрождения), «Адолат» (Справедливость) и т.д., включая правоприемницу коммунистической партии, именуемую теперь Народно-Демократической. Откройте газету «Народное слово» за 12 ноября текущего года, где лидеры обнародовали программные заявления и сопоставьте их. Никаких разногласий. Дифирамьы в адрес режима в стиле пресловутого «одобряемс». Стыдно господа за вас, дискредитирующих образ талантливого и трудолюьивого узбекского народа, стыдно за интеллегенцию, когда видный поэт Э.Вохидов разменивается и опускается до строк «... после завоевания Россией, что нам пришло первым? Не стихи Пушкина, романы Толстого, а водка и проститутки». Да будет вам. Во-первых, с завоеванием к нам пришел колониальный режим со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, проститутки и водка, как зло, царят испокон веков. Познакомьтесь с историческими и археологическими материалами и убедитесь , что водка (арак) - изобретение среднеазиатских народов. Нам бы о другом. Разве вам ничего не известно о разгуле террора в Узбекистане, разве вам на каждом углу не попадаются старики, старухи, инвалиды с протянутой рукой?
Правящий режим не оставил никаких шансов на цивилизованный выбор, что «Адолат», что «Ватан тарракиёти» - «хрен редьки не слаще».
На следующий день после выборов СМИ сообщило том, что в выборах приняло участие 96 % избирателей. Опять-таки наглая ложь. Из источников, заслуживающих доверия, на избирательных участках осуществлена подтасовка. По самым скромным подсчетам к избирательным урнам не явилось от 30 % до 40 % избирателей. Это помимо случаев, когда один избиратель умудрялся проголосовать за трех, а то и за десяток избирателей.
Ко мне и другим моим знакомым без вызова приходили члены участковых комиссий с целью агитации. О каком свободном волеизъявлении может идти речь. Только сумасшедший может позволить себе проголосовать за тех, кто разграбил и вверг народ в нищее отчаяние.
Итоги прошедших выборов известны заведомо. Пройдут лица по утвержденному сверху списку. Власть вцепилась мертвой хваткой в кресло узурпатора и помяните; будущее сулит Узбекистану невзгоды и лищения; под мир и безопасность среднеазиатского региона закладывается мина огромной разрушительной силы.
Не удивительно, что ОБСЕ не направило в Узбекистан своих представителей и расценило прошедшие выборы антидемократическими.