Журнал Ҳаракат №1 (28) 2001. Кардошларимизда нима буляпти?
Холмурод Сойинов, бывший депутат Парламента Туркменистана, правозащитник - Президентлар орасидаги давлат чегарасими? (рус.)
ГОСГРАНИЦА МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТАМИ?

--------------------------------------------------------------------------------

Парламент Туркменистана своим решением от 18-го февраля с.г. подтвердил проведение полномасштабной государственной границы с Узбекистаном.

Отныне и впредь бедные родственники, живушие по обе стороны колючей проволоки, долгожданные встречи будут оформлять как в настоящую заграницу, ну например, так скажем, как в Кувейт. Как случилось, что два соседних, тюркоязычных и одного вероисповедания народа в одночасье оказались иностранцами по отношению к друг-другу. По чьей же инициативе, народов ли этих ныне суверенных и независимых государств, или же по желанию руководителей этих стран, принято такое уму непостижимое решение?

Тут я посмею утвердить, что мнения по этому поводу ни у узбекского ни у туркменского народов никто и не спрашивал и референдумов не устраивал, всё решилось в столь недоступных для наших народов президентских кабинетах. Народам же нашим отведена роль безропотного послушания и повиновения волеизьявлениям всемогущих. Но как известно всему есть начало и всему есть обьяснение, а началось это вот с чего.

Однажды, дело было 1990-м году, я по долгу службы зашел в кабинет тогдашнего Первого зампреда Верховного Совета Туркменистана В.Г.Отчерцову, который только что вернулся с Алма-аты, где проходила встреча руководителей Средней Азии и Казахстана. Застал я Валерия Георгиевича в очень расстроенном состоянии и когда я спросил у него причину этого он ответил мне так: На встрече Ислам Каримов поставил вопрос о пересмотре существующих границ между Узбекистаном и Туркменистаном. Естественно, Ниязов ему возразил и получился там большой скандал между ними.

Но, не столько мудрый, сколько дальнозоркий Назарбаев, знавший, дай разгореться страстям Каримова и Ниязова, то вопрос справедливого дележа непременно коснеться и его страны (например, Мангышлак, ныне Мангустан, населен преимущественно туркменами), сумел успокоить и помирить обе стороны, заявив что границы должны оставаться такими, какими они есть на сегодняшний (1990) день.

Интересно, какими это такими добрыми побуждениями руководствовался Ислам Каримов, когда он без ведома и согласия узбекского народа и Парламента Узбекистана, самолично пытался вносить этот вопрос на рассмотрение того заседания. Знал ли тогда господин Каримов, что своим не уполномоченным выступлением от имени своей страны он сеет вражду между двумя братскими народами. Ведь, общеизвестно же, что за дешевым популизмом следуют всегда тяжкие последствия.

В том же 1990-м году депутат Парламента Туркменистана от Ташаузской области, председатель колхоза (ныне носящего имя этого новоявленного Героя Туркменистана) Садрулла Розметов, внёс на рассмотрение парламента предложение такого вот содержания: «По желанию национальных меньшинств, проживающих на территории Туркменистана, государственные границы страны могут видоизменяться».

Всё бы ничего, да только вот, предложивщий этот законопроект председатель колхоза по национальности был узбеком. И это вызвало ответную реакцию диктатора Ниязова, натуры крайне подозрительной и коварной. На мой собственный взгляд, в этой ситуации Ниязов обязан был сделать следующее - заявить перед телекамерами всему народу, что все нации, проживающие на территории Туркменистана равны в своих правах наравне с коренным населением, их родной язык, культура,обычаи и традиции защищаются Конституцией и Законами Туркменистана, и что он, как гарант Конституции, всю ответственность за неукоснительное исполнение этих законов, берет лично на себя. Этого Ниязов, конечно же, не сделал.Он начал мстить, мстить по подлому и по большому. Сначала он провел полную кадровую перестановку в Ташаузской и Чарджоуской областях, узбеки руководители, занимавшие мало-мальски значимую должность, были смещены со своих занимаемых постов. Это, конечно, делалось негласно, но четко и в срок, согласно тайным указаниям Ниязова.

Дальше диктатор переименовал все населенные пункты этих областей, дабы знали и не забывали дехкане-узбеки на чьей вотчине они проживают. Потом он лишил полумиллионную диаспору права читать газеты, слушать радио и обучаться на своем родном, т.е.узбекском языке. Концовкой же начатой перепалки десять лет назад между Каримовым и Ниязовым, на сегоднящний день является, как было сказано свыше, проведение госграницы между государствами, или вернее сказать, между лжепатриотами-государями. И ни один из них не может сегодня открыто и честно обяснить своему народу, зачем она, эта граница нужна.

Что эти государства собираются нападать друг на друга, или кто-то покушается на последнюю лепешку, вконец обнищавщего узбека или туркмена?

Возможно отгородившись друг от друга колючей проволокой, наши правители вполне удовлетворили свои амбиции, но как отразится это решение в судьбе 125 тысяч туркмен, проживающих в Узбекистане, и 500 тысяч узбеков, проживающих в Туркменистане. Знают ли наши президенты, что эти люди становятся заложниками их абсурдной политики, и что эти люди по обе стороны границы, будут находится на правах заложников и изгоев, «благодаря» их, Каримова и Ниязова преступного решения? Ответа на этот вопрос, волнующий наши народы, нет, и наверняка никогда не будет. Но, согласно Конституции, и согласно взятыми ими на себя обязательствами, президенты Узбекистана и Туркменистана просто обязаны отчитатся по этому вопросу перед избравшими, и доверившими им народами .

Их публичного обьяснения ждут почти 30 миллионов человек, отныне разделенных колючей проволокой.