12 October 2011
22:45 - Из почтового ящика «Харакат»: Нет языка – нет нации! В Кыргызстане геноцид узбеков продолжается
29 августа текущего года в Бишкеке, в столице Кыргызстана, состоялась презентация нового образовательного телеканала «Алиппе ТВ». В презентации приняли участие президент Кыргызстана Роза Отунбаева и ряд высокопоставленных чиновников.

Как сообщается, цель открытия телеканала – это обеспечение свободного доступа для школьников к образовательным программам. Каждые 20 минут на телеканале детям будут транслировать интерактивные уроки, направленные на развитие школьников всех возрастов. Обучение посредством телевидения будет проходить на семи языках – русском, киргизском, английском, турецком, китайском, немецком и японском.

С точки зрения выбора языков вызывает удивление то, что узбекский язык не включили в число языков, на которых будет работать этот телеканал. Президент Роза Отунбаева и министр образования и науки Канат Садыков наверно забыли, что узбеки в республике являются второй по численности населения национальной группой, суммарная численность живущих в Кыргызстане лиц для которых родным языком являются русский, английский, турецкий, китайский, немецкий и японский языки значительно меньше их численности.

С первого дня своего прихода к власти, Р.Отунбаева бьет себя в грудь и заявляет, что она день и ночь старается обеспечить равноправие всех граждан Кыргызстана, но удивительным образом не видит или делает вид, что не видит, что в «островке демократии» продолжается геноцид в отношении этнических узбеков Кыргызстана, а теперь уже планируется уничтожение системы функционирования узбекского языка.

В Кыргызстане закрываются многие школы с узбекским языком обучения или же переводят их на обучение на кыргызский язык. Обеспеченность узбекских школ учебниками, опубликованными в Кыргызстане, в самом плачевном состоянии. Нехватку книг, изданных на узбекском языке в Кырыгызстане, мог бы в определенной степени компенсировать образовательный телеканал «Алиппе ТВ». Но, к большому сожалению, в число рабочих языков телеканала не включили узбекский язык. Чем Кыргызстан компенсирует молодым гражданам узбекской национальности лишение их возможности получить знания? А ведь это не должно быть головной болью узбеков Кыргызстана, которые являются равноправными гражданами, трудятся, вносят свой вклад, платят налоги в бюджет и поэтому имеют право на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей. Руководство Кыргызстана должно заниматься вопросом обеспечения гарантированного «Международным правом» права национальных меньшинств на пользование родным языком в системе образования.

Как известно, что после июньских событий 2010 года продолжается массовое преследование и «изгнание» узбеков из Кыргызстана путем вымогательств, запугиваний, рэкета, рейдерства, пыток, убийств, осуществляемых совместно с правоохранительными и криминальными структурами республики с молчаливого согласия высшего руководства страны. Действия Министерства образования и науки Кыргызстана в отношении узбеков показывают, что оно решило не отстать в этом деле от МВД, ГКНБ и других, которые путем физического преследования и уничтожения стремятся «очистить» Кыргызстан от узбеков.

Помимо разрушения системы среднего образования, разрушается и система высшего образования на узбекском языке. До июня 2010 года в Кыргызстане действовали два ВУЗа, в которых часть предметов для подготовки педагогов для узбекских школ преподавались на узбекском языке – кыргызско-узбекский Университет в г.Ош и Университет Дружбы народов в г.Джалалабад. Эти высшие учебные заведения были центрами культурной, духовной, научной, интеллектуальной, образовательной, воспитательной жизни и деятельности узбеков Кыргызстана.

После майских и июньских событий 2010 года, подвергшееся три раза погромам и поджогам, здание Университета дружбы народов в Джалалабаде по сегодняшний день стоит в разгромленном и разграбленном состоянии. Часть полученной Кыргызстаном международной помощи была предназначена для восстановления разрушенных учреждений образования, однако университету не выделено ни одного цента. И это делается несмотря на то, что в рекомендациях Международной независимой комиссии по изучению причин июньских событий 2010 года Правительству Кыргызстана предложено заново отстроить этот университет. На обращения коллектива Университета дружбы народов о помощи в восстановлении университета ни Министерство образования и науки, ни областные государственные органы, ни высшие органы власти не ответили конструктивными действиями по компенсации ущерба и восстановлению ВУЗа, и более того, закрыли действовавший при университете лицей.

После июньских событий 2010 года кыргызско-узбекский Университет в Оше был временно переименован в Центральноазиатский Университет, а затем в Социально-индустриальный Университет, но соответствующего постановления правительства не было, что создавало большие трудности при ведении документации. В связи с этим, в июле 2011 года коллектив университета несколько дней проводил акции протеста с требованием решить вопрос о названии учебного заведения.

Министр образования и науки Канат Садыков 7 сентября 2011 года на встрече с работниками образования города Ош и Ошской области сказал, что кыргызско-узбекский Университет в Оше не будет переименован и на его базе будет создан новый ВУЗ. Смысл этого высказывания не очень ясен. Неясно также, почему на целый год ВУЗ оказался с временным названием.

Роза Отунбаева и Канат Садыков как лица имеющие ученые степени знают, что язык и система образования это духовный стержень социальной общности и разрушение её языковой и образовательной системы ведет к разрушению этой социальной общности. Они исходят из принципа «Нет языка – нет нации!».

Бахром Хамидов