08 April 2011
04:27 -
Из почтового ящика «Харакат»: «Не делите шкуру неубитого медведя, господа»
В последнее время на сайтах Интернет разыгралась серьезная война компроматов между возможными претендентами на пост президента Узбекистана. Но публикации лишь отображение малой части той закулисной борьбы, развернувшейся в кулуарах узбекской власти, которая заметно обострилась после череды народных волнений в странах Арабского Востока.
Революции в арабском мире, приведшие к отставке даже такого умеренного и прозападного главу государства, как президент Египта Хосни Мубарак, и угрозы их осуществления в Узбекистане, успешно используются окружением узбекского президента Ислама Каримова для его запугивания и аргумента для принятия им решения по подготовке приемника.
Несмотря на сильный авторитарный режим Каримова, не позволяющий даже мысли о смене власти диктатора, характерной чертой последнего месяца является открытое противостояние «трех китов узбекской власти» за пост президента страны: премьер-министра Ш.Мирзиёева, его первого заместителя Р.Азимова и главы МИД Э.Ганиева.
Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев, несмотря на занимаемый им пост, не очень известен на внешней арене, практически не выезжает за пределы страны, ограничивая себя протокольными мероприятиями по встрече своих коллег в Ташкенте. Будучи администратором, Ш.Мирзиёев не силен в делах политики, зато его жесткий безапелляционный командный стиль, зачастую, идущий противовес всякой логике и разуму, всегда приносил пользу. Частые поездки Ш.Мирзиёева по стране, личное руководство агропромышленным комплексом сделали его, как минимум, узнаваемым населением, хотя и не в самом позитивном виде. А нахождение Ш.Мирзиёева на посту премьер-министра в течении последних 7 лет говорит о том, что его кандидатура устраивает президента И.Каримова.
События, произошедшие в марте 2010 года, открыли перед Ш.Мирзиёевым большие возможности. Дело в том, что Ш.Мирзиёев породнился с российским олигархом узбекского происхождения Алишером Усмановым, который имеет политический опыт, серьезные связи в мире, прежде всего, в Москве и Ташкенте, но, самое главное для Ш.Мирзиёева, финансовыми возможностями.
Дочь свояка Ш.Мирзиёева вышла замуж за сына сестры А.Усманова. Человеку, несведущему в особенностях «узбекского» (восточного) общества, покажется слишком далекой подобная родственная связь. Однако, это не так. Родственные узы в Узбекистане являются основой региональных клановых систем, существующих в стране: ташкентского (ташкентско-джизакского), самаркандского (самаркандско-бухарского) и ферганского. Ш.Мирзиёев является не самым ярким и весомым, но все же, представителем ташкентско-джизакского клана и его родство с А.Усмановым, безусловно, будет использовано как узбекским премьером, так и российским олигархом, в том числе, в борьбе за президентскую власть.
Первый заместитель премьер-министра Узбекистана Р.Азимов кардинально отличается от Ш.Мирзияева, прежде всего, тем, что он представляет интересы так называемой «академической части ферганского клана». Отец и мать Р.Азимова – Садык Азимов и Рахима Аминова были академиками Академии наук Уз.ССР, дядя Р.Аминовой – Убай Арифов тоже бывший академик, некогда возглавлял Академию наук Узбекистана. Через сестру Р.Азимова – Азимову Шахнозу, семья Азимовых-Аминовых породнилась с известным кланом Мусахановых (Ш.Азимова замужем за Мирзаюсуфом Мусахановым, профессором Института ядерной физики АН Узбекистана, сыном Мирзамахмуда Мусаханова, бывшего первого секретаря Ташкентского обкома КПСС). Вторая сестра Р.Азимова – Динара Азимова замужем за Эркином Казимовым, сыном известного Вахида Казимова, который до независимости был Председателем Ташкентского горисполкома. В этом же клане известные в научных кругах семьи Юлдашевых (Юлдашев Бегзод, бывший президент АН Узбекистана), Гулямовых (Гулямов Кадыр, бывший профессор АН, позже министр обороны Узбекистана), Туракуловых (академик Туракулов Ялкин). Сейчас, представители этого клана, в основном, отошли от науки и занимаются политикой и крупным бизнесом.
Сам Р.Азимов, как бывший комсомольский вожак, с юношества знает правила «подковерных» интриг, в чем ему нет равных в Кабинете Министров. Проработав в банковских структурах, Министерстве финансов, Р.Азимов приобрел не только знания кредитно-банковской системы страны, но и взрастил группу специалистов и руководителей, через которых полностью контролирует экономику страны.
В отличие от Ш.Мирзиёева-«администратора», Р.Азимов умело и аккуратно зарабатывает свой имидж на инвестиционных проектах, которые реализуются на многомиллиардные кредитные линии международных финансовых институтов. Позиционирует себя молодым реформатором, демократом и технократом, с яркой антироссийской позицией, планомерно и настойчиво отстаивающего западные ценности в Узбекистане. Однако, в действительности, Р.Азимов остался тем же «комсомольским вожаком», которым он вошел в политику молодой республики. Те же атрибуты «комсомольской деятельности»: имитация внешней активности и деловитости при полной внутренней безразличности к обсуждаемым проблемам, торжественные рапорта об «успехах» экономической политики Узбекистана.
Конечно, не нужно быть сильным экономистом, чтобы понять всю абсурдность заявлений Р.Азимова. Республика, которая входила в десятку стран, выпускающих самолеты, вынуждена на авиастроительном заводе производить детские коляски и велосипеды. Хваленная Р.Азимовым узбекская финансовая система действительно является уникальной, но лишь потому, что в республике официально существуют три валютных курса! Хотя, что можно ждать от Азимова, который, будучи историком по образованию и не имея даже базовых теоретических экономических знаний, все же взялся за управление всей узбекской экономикой.
Непосредственное участие Р.Азимова во всех государственных визитах узбекского президента за рубежом и переговорах с руководителями крупных корпораций, сделали его известным на внешней арене. Поэтому, несомненно, что кандидатура Р.Азимова на посту президента Узбекистана выглядит наиболее привлекательной лишь для западных политиков и партнеров по бизнесу из международных финансовых институтов и корпораций, но не для страны.
Что касается министра иностранных дел Эльёра Ганиева, то эта фигура «покрыта» большим ореолом таинственности. Будучи бывшим генералом узбекских спецслужб, Э.Ганиев всегда позиционировался, как «выдвиженец» Председателя СНБ Рустама Иноятова.
Однако, события последних лет показывают, что Э.Ганиев всё же является самостоятельным игроком на внутриполитическом поле страны. Имея за плечами опыт работы в Министерстве внешних экономических связей и инвестиций и МИД Узбекистана, Э.Ганиев не менее известен за рубежом, чем Р.Азимов. Контролируя вопросы иностранных инвестиций, Э.Ганиев имеет возможность заработать «копейку», которую, вряд ли упускает. Но, как бывший «чекист», Э.Ганиев чрезвычайно осторожен в своих действиях и не публичен.
Несмотря на то, что в борьбе за президентский портфель Э.Ганиев ставит себя на одну весовую позицию с Ш.Мирзиёевым и Р.Азимовым, он никогда не был замечен в открытой конфронтации по отношению к ним. Однако, бесспорно одно - Э.Ганиев ведет самостоятельную игру, смысл которой заключается в том, чтобы «вбить клин» в отношения Ш.Мирзиёева и Р.Азимова, заигрывая то с одним, то с другим, не давая при этом им возможности выступить в совместной коалиции, таким образом, освобождая себе путь на президентский Олимп.
Каждый из «трех китов» узбекского правительства по-своему строит свою стратегию достижения главной цели, но, несмотря на разницу в «весовых» категориях, Ш.Мирзияева, Р.Азимова и Э.Ганиева, объединяет один принцип –получить расположение семьи Каримова, беспрекословно выполняя прихоти и капризы его родственников.
Но в этой борьбе за президентскую власть нельзя не учитывать двух силовиков: Генерального прокурора Р.Кадырова и Председателя СНБ Р.Иноятова, располагающих не только мощными структурами подавления, но и реальным авторитетом, как среди сотрудников правоохранительных органов страны, так и своих коллег за рубежом. Оттого, кого из «китов» они поддержат, или останутся до конца преданными президенту, зависит будущая верховная власть в стране.
Прав классик, что «всякая власть есть непрерывный заговор».
От редакции «Харакат»: Статья анонимного автора написана в духе публикаций не безизвестного Усмана Хакназарова. Трудно согласиться с его основным тезисом о том, что в Узбекистане идет борьба за президентскую власть. Если идет такая борьба, это означает, либо президент уже потерял бразду управления, либо в Узбекистане установилась демократия.
Надо сказать, что даже клетках зоопарка идет борьба за лидерство. За лидерство в клетках, а не в зоопарке к целом. Точно так же, в Узбекистане, как и в других странах с диктаторскими режимами, идет “нормальная” борьба за лидерство в отдельных клетках. Но никто даже и не думает о лидерстве в зоопарке в целом.
Революции в арабском мире, приведшие к отставке даже такого умеренного и прозападного главу государства, как президент Египта Хосни Мубарак, и угрозы их осуществления в Узбекистане, успешно используются окружением узбекского президента Ислама Каримова для его запугивания и аргумента для принятия им решения по подготовке приемника.
Несмотря на сильный авторитарный режим Каримова, не позволяющий даже мысли о смене власти диктатора, характерной чертой последнего месяца является открытое противостояние «трех китов узбекской власти» за пост президента страны: премьер-министра Ш.Мирзиёева, его первого заместителя Р.Азимова и главы МИД Э.Ганиева.
Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев, несмотря на занимаемый им пост, не очень известен на внешней арене, практически не выезжает за пределы страны, ограничивая себя протокольными мероприятиями по встрече своих коллег в Ташкенте. Будучи администратором, Ш.Мирзиёев не силен в делах политики, зато его жесткий безапелляционный командный стиль, зачастую, идущий противовес всякой логике и разуму, всегда приносил пользу. Частые поездки Ш.Мирзиёева по стране, личное руководство агропромышленным комплексом сделали его, как минимум, узнаваемым населением, хотя и не в самом позитивном виде. А нахождение Ш.Мирзиёева на посту премьер-министра в течении последних 7 лет говорит о том, что его кандидатура устраивает президента И.Каримова.
События, произошедшие в марте 2010 года, открыли перед Ш.Мирзиёевым большие возможности. Дело в том, что Ш.Мирзиёев породнился с российским олигархом узбекского происхождения Алишером Усмановым, который имеет политический опыт, серьезные связи в мире, прежде всего, в Москве и Ташкенте, но, самое главное для Ш.Мирзиёева, финансовыми возможностями.
Дочь свояка Ш.Мирзиёева вышла замуж за сына сестры А.Усманова. Человеку, несведущему в особенностях «узбекского» (восточного) общества, покажется слишком далекой подобная родственная связь. Однако, это не так. Родственные узы в Узбекистане являются основой региональных клановых систем, существующих в стране: ташкентского (ташкентско-джизакского), самаркандского (самаркандско-бухарского) и ферганского. Ш.Мирзиёев является не самым ярким и весомым, но все же, представителем ташкентско-джизакского клана и его родство с А.Усмановым, безусловно, будет использовано как узбекским премьером, так и российским олигархом, в том числе, в борьбе за президентскую власть.
Первый заместитель премьер-министра Узбекистана Р.Азимов кардинально отличается от Ш.Мирзияева, прежде всего, тем, что он представляет интересы так называемой «академической части ферганского клана». Отец и мать Р.Азимова – Садык Азимов и Рахима Аминова были академиками Академии наук Уз.ССР, дядя Р.Аминовой – Убай Арифов тоже бывший академик, некогда возглавлял Академию наук Узбекистана. Через сестру Р.Азимова – Азимову Шахнозу, семья Азимовых-Аминовых породнилась с известным кланом Мусахановых (Ш.Азимова замужем за Мирзаюсуфом Мусахановым, профессором Института ядерной физики АН Узбекистана, сыном Мирзамахмуда Мусаханова, бывшего первого секретаря Ташкентского обкома КПСС). Вторая сестра Р.Азимова – Динара Азимова замужем за Эркином Казимовым, сыном известного Вахида Казимова, который до независимости был Председателем Ташкентского горисполкома. В этом же клане известные в научных кругах семьи Юлдашевых (Юлдашев Бегзод, бывший президент АН Узбекистана), Гулямовых (Гулямов Кадыр, бывший профессор АН, позже министр обороны Узбекистана), Туракуловых (академик Туракулов Ялкин). Сейчас, представители этого клана, в основном, отошли от науки и занимаются политикой и крупным бизнесом.
Сам Р.Азимов, как бывший комсомольский вожак, с юношества знает правила «подковерных» интриг, в чем ему нет равных в Кабинете Министров. Проработав в банковских структурах, Министерстве финансов, Р.Азимов приобрел не только знания кредитно-банковской системы страны, но и взрастил группу специалистов и руководителей, через которых полностью контролирует экономику страны.
В отличие от Ш.Мирзиёева-«администратора», Р.Азимов умело и аккуратно зарабатывает свой имидж на инвестиционных проектах, которые реализуются на многомиллиардные кредитные линии международных финансовых институтов. Позиционирует себя молодым реформатором, демократом и технократом, с яркой антироссийской позицией, планомерно и настойчиво отстаивающего западные ценности в Узбекистане. Однако, в действительности, Р.Азимов остался тем же «комсомольским вожаком», которым он вошел в политику молодой республики. Те же атрибуты «комсомольской деятельности»: имитация внешней активности и деловитости при полной внутренней безразличности к обсуждаемым проблемам, торжественные рапорта об «успехах» экономической политики Узбекистана.
Конечно, не нужно быть сильным экономистом, чтобы понять всю абсурдность заявлений Р.Азимова. Республика, которая входила в десятку стран, выпускающих самолеты, вынуждена на авиастроительном заводе производить детские коляски и велосипеды. Хваленная Р.Азимовым узбекская финансовая система действительно является уникальной, но лишь потому, что в республике официально существуют три валютных курса! Хотя, что можно ждать от Азимова, который, будучи историком по образованию и не имея даже базовых теоретических экономических знаний, все же взялся за управление всей узбекской экономикой.
Непосредственное участие Р.Азимова во всех государственных визитах узбекского президента за рубежом и переговорах с руководителями крупных корпораций, сделали его известным на внешней арене. Поэтому, несомненно, что кандидатура Р.Азимова на посту президента Узбекистана выглядит наиболее привлекательной лишь для западных политиков и партнеров по бизнесу из международных финансовых институтов и корпораций, но не для страны.
Что касается министра иностранных дел Эльёра Ганиева, то эта фигура «покрыта» большим ореолом таинственности. Будучи бывшим генералом узбекских спецслужб, Э.Ганиев всегда позиционировался, как «выдвиженец» Председателя СНБ Рустама Иноятова.
Однако, события последних лет показывают, что Э.Ганиев всё же является самостоятельным игроком на внутриполитическом поле страны. Имея за плечами опыт работы в Министерстве внешних экономических связей и инвестиций и МИД Узбекистана, Э.Ганиев не менее известен за рубежом, чем Р.Азимов. Контролируя вопросы иностранных инвестиций, Э.Ганиев имеет возможность заработать «копейку», которую, вряд ли упускает. Но, как бывший «чекист», Э.Ганиев чрезвычайно осторожен в своих действиях и не публичен.
Несмотря на то, что в борьбе за президентский портфель Э.Ганиев ставит себя на одну весовую позицию с Ш.Мирзиёевым и Р.Азимовым, он никогда не был замечен в открытой конфронтации по отношению к ним. Однако, бесспорно одно - Э.Ганиев ведет самостоятельную игру, смысл которой заключается в том, чтобы «вбить клин» в отношения Ш.Мирзиёева и Р.Азимова, заигрывая то с одним, то с другим, не давая при этом им возможности выступить в совместной коалиции, таким образом, освобождая себе путь на президентский Олимп.
Каждый из «трех китов» узбекского правительства по-своему строит свою стратегию достижения главной цели, но, несмотря на разницу в «весовых» категориях, Ш.Мирзияева, Р.Азимова и Э.Ганиева, объединяет один принцип –получить расположение семьи Каримова, беспрекословно выполняя прихоти и капризы его родственников.
Но в этой борьбе за президентскую власть нельзя не учитывать двух силовиков: Генерального прокурора Р.Кадырова и Председателя СНБ Р.Иноятова, располагающих не только мощными структурами подавления, но и реальным авторитетом, как среди сотрудников правоохранительных органов страны, так и своих коллег за рубежом. Оттого, кого из «китов» они поддержат, или останутся до конца преданными президенту, зависит будущая верховная власть в стране.
Прав классик, что «всякая власть есть непрерывный заговор».
От редакции «Харакат»: Статья анонимного автора написана в духе публикаций не безизвестного Усмана Хакназарова. Трудно согласиться с его основным тезисом о том, что в Узбекистане идет борьба за президентскую власть. Если идет такая борьба, это означает, либо президент уже потерял бразду управления, либо в Узбекистане установилась демократия.
Надо сказать, что даже клетках зоопарка идет борьба за лидерство. За лидерство в клетках, а не в зоопарке к целом. Точно так же, в Узбекистане, как и в других странах с диктаторскими режимами, идет “нормальная” борьба за лидерство в отдельных клетках. Но никто даже и не думает о лидерстве в зоопарке в целом.