08 March 2006
04:00 - 18:00 - В Москве задержаны обвиняемые в совершении подрыва газопровода в Бугульме
18:00 - В Москве задержаны обвиняемые в совершении подрыва газопровода в Бугульме

Вчера стало известно о задержании в Москве Фаниса Шайхутдинова и Равиля Гумарова (бывшего узника Гуантанамо), оправдательный приговор которым в январе отменил Верховный Суд РФ.

Айрат Вахитов (также бывший «гуантанамовец») сообщил по телефону «Гражданскому содействию», что Гумаров и Шайхутдинов были задержаны на квартире, которую он снимает в центре Москвы.

По его словам, Фанис и Равиль накануне пришли к нему переночевать. 7 марта примерно в 14-40 в дверь квартиры позвонили. Вахитов не открыл, и звонки и настойчивый стук в дверь продолжались около часа, в течение которого он по телефону сообщал представителям прессы о происходящем. Затем, поняв, что пришедшие начали вскрывать дверь при помощи инструментов, Айрат открыл ее. Ворвались около 15 человек, часть из которых была в форме с надписью «ФСБ» на спине, повалили Айрата на пол лицом вниз и начали бить. Один из силовиков за волосы приподнял голову Айрата от пола и заставил его перед видеокамерой заявить, что он «не имеет претензий к задержанию». Затем пришедшие собрали паспорта всех троих, находившихся в квартире, и приступили к обыску без предъявления каких-либо документов. Во время обыска, который продолжался около получаса, его участники называли друг друга кличками, из них Айрату запомнились «Фашист» и «Фанат». В квартире были сломаны дверцы шкафов, в которых хранились вещи хозяев. Проходя мимо Айрата, которого все это время удерживали на полу лицом вниз, сотрудники спецслужб наносили ему удары. Несколько ударов он получил в ответ на свое замечание, что обыск должен производиться при понятых.

Пока «группа захвата» обыскивала квартиру, приехали журналисты. Корреспонденту «Газеты» Надежде Кеворковой, которая намеревалась присутствовать на месте событий, силовики порвали куртку, пытаясь отнять ее мобильный телефон и журналистскую карточку, а Орхану Джемалю из «Версии» просто не дали подойти к двери квартиры.

По окончании обыска, в процессе которого не было обнаружено запрещенных предметов, Вахитову вернули паспорт, а Гумарова и Шайхутдинова увели. Айрат слышал, как кто-то из силовиков произнес: «тех, чьи следователи здесь, можно выводить в машину». Куда увозят задержанных, ему не сообщили, как и не оставили никаких документов об унесенных из квартиры его ноутбуке и бумажнике, в котором были только деньги (около 200 $).

Очевидно, что задержание в Москве было произведено на основании решения Верховного суда Татарстана о взятии Шайхутдинова и Гумарова под стражу как не явившихся в судебное заседание (подробнее об этом см. пресс-релиз от 24.02.2006).

Повестки о вызове Фаниса и Равиля в суд, по словам их родственников, были доставлены по месту регистрации обвиняемых в их отсутствие всего за 2-3 дня до указанной в них даты предварительных слушаний.

Адвокат Шайхутдинова, Лилия Габдрахманова, сообщила, что считает это решение неправомерным, поэтому обжаловала его в кассационном порядке. «Они не были должным образом уведомлены о дате судебного заседания, - заявила она «Гражданскому содействию. – Повестки должны вручаться лично, под расписку. Если вызываемое лицо отсутствует по месту жительства, суд должен принять меры к его извещению. В таких случаях требуется, как минимум, опросить родственников о его местонахождении и выполнить ряд других процессуальных действий. Если же в результате будет установлено, что человек намеренно скрывается, полагается объявить его в розыск. Ничего этого сделано не было».

Елена Рябинина,
руководитель программы «Помощь
политическим беженцам из Центральной Азии»
Комитета «Гражданское содействие»
08.03.2006 г.