29 August 2012
20:30 - Из почтового ящика «Харакат»: Деньги ценою жизни младенцев в Бухарe
Как многим известно, любой перинатальный центр имеет статус главного учреждения по реанимации и выхаживания новорожденных детей. Не так давно, упоминание в разговоре этого Центра у многих жителей Бухары вызывало только негативные реакции. А началось все с того, как четыре года назад Перинатальный Центр возглавила довольно молодой и «опытный» специалист акушерства и гинекологии Наталья Нодирханова.

Она более 15 лет проработала по специальности в различных клиниках области. Многие пророчили ей светлое будущее и связывали ее работу с надеждой на развитие медицины. В 2009 году ее назначили на должность директора Областного перинатального центра, доверили ей самое главное - жизни младенцев и защиту матерей.

За эти года Центр стал действительно уникальным, платные услуги здесь стали крайне дороги, а попасть без направления бесплатно вообще не реально. Сказать, что в Центре процветала коррупция, это значит не сказать ни чего. Деньги брали буквально за все: за услуги по уходу, препараты, донорскую кровь и даже при острых клинических случаях, пациент должен был сначала заплатить, а уже потом рассчитывать на лечение.
Став директором перинатального Центра Н.Надирханова поменяла буквально все, начиная с кадров до лечения пациентов. За последние два года из Центра было уволено более 40 врачей и акушерок и все ради того, чтобы продать их места новым сотрудникам, которые могли заплатить энную сумму денег. К примеру, должность акушерки стоила 500 долларов, а должность врача доходила до 1500 долларов. При этом вопросов о квалифицированности никому не задавали, принцип был простым «плати и заходи», как будто это была пивная, а не перинатальный центр.

Естественно массовое увольнение опытных сотрудников сильно повлияло на деятельность Центра. По причине врачебной халатности в разы выросли случаи смертности среди новорожденных. До 2009 года таких случаев по всей области насчитывались единицы, да и те имели место из-за физиологических способностей матерей.

Когда началось разбирательство этих фактов, то причины просто ошеломили общественность, виной всему стало безразличное отношение Натальи Нодирхановой к пациенткам, которые поступили в перинатальный центр бесплатно. Только из-за того, что пациентки не могли заплатить за свое нахождение в центре, они остались без врачебного присмотра. В большинстве случаев роды принимали только акушерки, а врачи практически постоянно находились у платных пациентов.

Если пациенту требовалось донорская кровь, то он обязательно должен был заплатить за нее. В среднем цена донорской крови составляла не менее 50 тысяч. В последние года список платных услуг Натальи пополнился еще одним пунктом – незаконные аборты, моральная сторона этого вопроса и законность ее совсем не беспокоили.

Ко всему прочему в скором времени добавились еще и факты махинаций с благотворительной помощью и разбазариванием бюджетных средств. Весь персонал Центра был сильно возмущен, когда Наталья обязала всех сотрудников купить халаты, поступившие к ним по спонсорской помощи. Затем Центр закупил новые компьютеры для медперсонала, которые оказались настолько дорогими, что врачи до сих пор расплачиваются за них.

В мае этого года по всем этим фактам прокуратура Бухарской области возбудила уголовное дело на Наталью Нодирханову. В истории области это стало первым уголовным делом, по которому главным фигурантом проходила женщина-врач, обвинявшаяся сразу по трем статьям «Ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей», «Растрата чужого имущества» и «Должностной подлог». На вопрос, почему она быль столь уверенной в себе женщиной, для которой деньги стали главным стимулом в ее жизни вряд ли кто-то может ответить.

К слову сказать, сын Натальи с именем Людвиг Хачатуров был очень избалованным, его, как и мать, многие сотрудники центра очень не любили. Будучи студентом Бухарского мединститута, он работал акушером в отделении реанимации перинатального центра, но на работе появлялся редко. А если и приходил, то слонялся без дела и словно специально старался поскандалить с врачами.

Трудно сказать, что было бы дальше с этим центром, если бы не вмешались правоохранительные органы. Сейчас расследование преступлений Натальи Нодирхановой еще продолжается, но ее вина уже доказана. Неоднократно Наталья пыталась «сломать» уголовное дело и выставить все, как национальное притеснение. Хотя о каком притеснении можно говорить, если Наталья по национальности узбечка, ее родители коренные жители Бухары, только ее муж Хачатуров Арам является армянином.

Наверное, следует несколько слов рассказать и о самом Араме. Пытаясь хоть как-то обелить свою жену, он обратился в армянский культурный центр и посольство России в Ташкенте, чтобы рассказать о притеснениях армян в Узбекистане. Когда сотрудники посольства спросили Арама, какой национальности его жена и каким образом притесняют его самого, то он смутился и был вынужден поскорей удалиться. Не ведая, что творит, он опозорил себя и свою жену на всю республику, и теперь об их семье, особенно о преступлениях Натальи Нодирхановой, знают не только в Бухаре, но и в Ташкенте.

Хотелось бы спросить у самой Натальи и у ее мужа, как они могли заговорить о притеснении, когда за годы работы директором перинатального центра она смогла купить несколько квартир в центре Ташкента, две машины, а в Бухаре остался недостроенный дом в три этажа и с лифтом. И не знание государственного языка не помешало ей руководить центром на протяжении нескольких лет.

От редакции “Харакат”: Эти фaкты должны быть провeрены.