07 June 2012
20:35 - Из почтового ящика «Харакат»: Трусливая девочка, или таджикские пограничники
За всей бравадой таджикских пограничников на самом деле скрывается непомерная трусость, в которую на протяжении 20 лет они погружаются все глубже и глубже. Эдакий синдром маленькой трусливой девочки. Свои мифические права на Бухарскую и Самаркандскую области Узбекистана Таджикистан теперь отстаивает при помощи диверсионных вылазок пограничников на территорию соседнего государства и захвата в заложники граждан этой страны.

Последний подобный инцидент произошел 5 апреля этого года. Около полудня трое военнослужащих заставы «Боботого» Истаравшанского пограничного отряда погранвойск Таджикистана нарушили узбекско-таджикскую границу и на 500 метров углубились на территорию Янгиабадского района Джизакской области Узбекистана. В это время на близлежащих с населенными пунктами пастбищах двое граждан Узбекистана Шукур Баракаев и Тоджибой Умаров пасли овец. От вышестоящего командования таджикские пограничники получили приказ задержать пастухов и доставить их на территорию Таджикистана. Смысл? Ответ на этот вопрос дал таджикский суд Истаравшанского района, который 30 апреля признал Умарова виновным в неподчинении таджикским пограничникам и, более того, в применении против них силы. Сумма наказания составила 400 сомони (около 85 долларов). Довольно необычный, так сказать, традиционно таджикский способ обогащения. После оплаты штрафа Умарова отпустили на родину.

На самом же деле, если отойти в сторону от легенд и мифов Истаравшанского суда, ситуация выглядела следующим образом. Шукуру Баракаеву чудом удалось отбиться от таджикских пограничников. Соответственно, разъяренные «бойцы» начали отыгрываться на Умарове, избивая его прикладами автоматов и оскорбляя, после чего связали и доставили уже в безсознательном состоянии на заставу «Боботого». Многочисленные раны ему перевязали старыми полугнилыми тряпками, и на протяжении длительного времени, чтобы привести его в чувства, обливали ледяной водой прямо на улице. Температура была чуть больше 10 градусов.

К вечеру состояние Умарова стало критическим. Испугавшись международного скандала и ответных действий со стороны Узбекистана, по приказу сверху Умарова доставили в ближайшее отделение реанимации. Чтобы неугодный свидетель не сбежал, возле палаты на вахте стояли семеро военнослужащих. Спустя два дня очнувшегося Умарова перевезли в травматологию, где он пролежал до 12 апреля. Следующей инстанцией стал Истаравшанский райотдел УГКНБ (управление государственного комитета национальной безопасности). Именно здесь и открылась суть всего происходящего. В ходе допроса Умарова расспрашивали о количестве на территории Янгиабадского района Джизакской области узбекских войсковых частей, военнослужащих, вооружения и боевой техники, а также о ценах на продукты, размерах социальных пособий и источниках доходов жителей района. Кроме того, Умарову постоянно внушали, что Бухарская и Самаркандская области Узбекистана принадлежат Таджикистану, что Узбекистан ведет неправильную политику и т.д. Идеологический гипноз продолжался ровно полмесяца. Высвободили его из плена только 30 апреля. Штраф заплатила близкая родственница.

Возможно, получив эти несчастные 85 долларов, Таджикистан сможет хотя бы немного прожить безбедно… до следующей диверсии.