19 May 2012
00:17 - Из почтового ящика «Харакат»: Так стоит ли овчинка выделки (Даже Европарламент не сможет помочь правителям Таджикистана)
4 мая в г.Душанбе прошло заседание Комитета межпарламентского сотрудничества Евросоюза и Таджикистана, в ходе которого наряду с другими вопросами был рассмотрен вопрос строительства Рогунской ГЭС.

Выступивший на мероприятии глава делегации Европейского парламента Пауло Берталоцци, отметил, что Европа заинтересована в скорейшем разрешении таджикско-узбекской водно-энергетической проблемы.
Выступивший на заседании первый вице-спикер нижней палаты парламента Таджикистана Амиршо Миралиев сообщил: «Из года в год увеличивается количество наших мигрантов. Ежегодно сотнями поступают к нам грузы-200 из других стран с телами наших граждан. Поэтому мы обращаемся к международному сообществу, чтобы помогли нам в этом вопросе».

Судя по всему, таджикский парламентарий под «другими странами» подразумевал Российскую Федерацию, потому как, по таджикской статистике, в 2011 году из России в Таджикистан были доставлены 818 «грузов 200». В 2010 году из России в Таджикистан были возвращены 800 тел таджикистанцев.

Между тем, член делегации Европейского парламента Николь Киль-Нильсен отметила, что «европейцы понимают необходимость Рогунской ГЭС для Таджикистана», и при этом подчеркнула, что выступает против «гигантомании». Она выразила свое сомнение в необходимости возведения самой высокой в мире 335 метровой плотины.

По словам представителя европейской делегации - это «создаст определенные риски. К таким гигантским проектам, как Рогун, мы относимся скептически и придерживаемся мнения, что... внимание должно быть акцентировано на строительстве нескольких средних объектов, вместо одного гиганта».

Здесь хотелось бы заметить, что ранее - в 2004 году между правительством Таджикистана и российской компанией «Русал» было подписано соглашение о достройке ГЭС. На средства «Русала» было создано технико-экономическое обоснование проекта, проведен ряд работ на площадке ГЭС. Но все же, сторонам не удалось согласовать ряд принципиальных особенностей проекта, в частности высоту плотины, а также её тип – в целях безопасности «Русалом» предлагался вариант бетонной плотины высотой 285 м, но Таджикистан опять же настаивал на 335 метровой плотине, что и привело к расторжению соглашения с «Русалом».

Между тем, Амиршо Миралиев не согласился с заявлением депутата европейского парламента. «Вы должны понять, мы не можем обеспечить потребность населения в газе - он есть, но его нужно разрабатывать, у нас нет нефти. Единственное, что у нас есть - это вода. Зимой люди мучаются от нехватки электроэнергии. Ее нет в школах, детских садах, больницах. Мы хотим жить достойно, как живут другие, европейцы, например, развивать промышленность, чтобы люди не выезжали в трудовую миграцию, работали на родине», - отметил Миралиев.

Тем временем, вот как комментирует ситуацию с дефицитом электроэнергии в Республике Таджикистан председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири:

- По нашим данным, мы можем иметь круглогодичное обеспечение электричеством, если правительство обяжет ТАЛКО в зимнее время года найти себе альтернативные источники энергии и объявит мораторий на продажу электроэнергии за рубеж зимой. Тогда, производимой энергии в стране хватит и населению и другим хозяйствующим субъектам.

На сегодня львиная доля электроэнергии Таджикистана уходит на обеспечение функционирования алюминиевой компании ТАЛКО, а также на экспорт электроэнергии.

Напомню, что против строительства Рогунской ГЭС, начатого ещё в 1976 году, в период гласности и перестройки выступили таджикская интеллигенция и ряд политических партий.

Ярым противником Рогунской ГЭС выступала поэтесса Гулрухсор Сафиева, которую в народе называли «Матерью и совестью нации». Уже в 1990-х появились несколько организаций, в частности, движение «Ростохез» («Возрождение»), Демократическая партия Таджикистана, которые вынудили повторно остановить строительство Рогунской ГЭС.

Свою позицию противники Рогуна объясняли уничтожением зоной затопления уникальной, самобытной культуры глубинки Таджикистана. И добились своего: в 1993 году проект был заморожен.

Работы по достройке станции возобновились в июле 2008 года уже за счет бюджета Таджикистана. В целях привлечения денежных средств для начала полномасштабных работ по восстановлению строительства Рогунской ГЭС правительство Таджикистана начало большую кампанию по продаже акций ГЭС населению.
В ходе кампании наблюдались многочисленные случаи принудительной продажи акций населению. Между тем, представители Международного валютного фонда заявили, что сбор средств на строительство Рогунской ГЭС оказывает негативное влияние на макроэкономические и социальные показатели республики. МВФ поставил таджикскому правительству очень жесткие условия. В частности, было отмечено, что «если правительство Таджикистана не примет их условие, то они приостановят реализацию своих программ в Таджикистане, касающихся бюджетной поддержки со стороны ЕС, ВБ и АБР и поддержки платежного баланса со стороны МВФ непосредственно, что в сумме составляет порядка $200 млн. ежегодно».

Хотелось бы отметить, что Рогунская ГЭС представляет собой строящуюся гидроэлектростанцию на реке Вахш, и входит в состав Вахшского каскада, являясь его верхней ступенью.

По проекту это сооружение представляет собой ГЭС приплотинного типа с высотной (335 м) каменно-набросной плотиной. Плотина Рогунской ГЭС станет самой высокой в мире.

По замыслу, плотина ГЭС должна образовать крупное Рогунское водохранилище полным объёмом 13,3 км³. Водохранилище планируется использовать как в энергетических, так и в ирригационных целях.
Общая стоимость завершения строительства поначалу оценивалась специалистами в $3 млрд. Между тем, по подсчетам российских экспертов, затраты на дополнительные изыскания, ликвидацию локальных аварий, вероятность которых очень велика, значительно увеличат стоимость сооружения Рогунской ГЭС. Общая стоимость сооружения ГЭС будет дороже - 7 миллиардов долларов США.

Проект ГЭС подвергается критике из-за расположения в зоне высокой сейсмичности, оползневых и селевых процессов, а также наличия под основанием плотины Илякско-Вахшского тектонического разлома, заполненного каменной солью.

Наличие массивного солевого пласта мощностью до 100 м, который залегает у основания плотины, многократно усиливает угрозу техногенной катастрофы. Сейсмические подвижки вызовут в этом пласте соли, к тому же подверженному постоянному размыванию водой, разломы, что соответственно приведёт к обрушению насыпной плотины.

В этом случае вниз с большой скоростью (свыше 130 м в секунду) устремится волна высотой более 100 м, которая смоет находящуюся ниже плотину Нурекской ГЭС, поднимется на ещё большую высоту и разрушит все остальные ГЭС и гидроузлы Вахшского каскада.

По мнению ученых, каких-либо исследований по изучению и расчёту устойчивости склонов Пассамурхо не проводилось. В непосредственной близости от створа плотины с левого берега в реку Вахш впадает селевое русло Обишур. Объём селевых отложений в русле Вахша 19 мая 2009 года был равен 300 тысячам кубических метров, и они вызвали подъём воды в пределах строительной площадки на шесть метров. По расчётам гидрологов, максимальный селевой выброс может достигать 3 млн. кубических метров. Такая величина селевого выброса непременно приведёт к серьёзной аварии на электростанции.

По выводам специалистов инжиниринговой компании Lahmeyer International, объем оползней вторичной генерации на этом склоне может достигать от первых сотен тысяч до первых миллионов кубометров. Сход оползней вторичной генерации перекроет русло Вахша и образует плотины высотой 40-80 метров. То есть сход вторичных оползней будет создавать опасность подтопления ГЭС.

Также проект ГЭС был подвержен критике по поводу опасений серьезного снижения стока Амударьи, поскольку в случае завершения ГЭС на заполнение плотины водой из реки Вахш потребуется по данным проектировщиков от 7 до 12 лет. На период заполнения чаши водохранилища - восемь лет - кардинально изменится режим стока Амударьи, что вызовет многолетние засухи в её низовьях.

Очередной проблемой, препятствующей реализации проекта, является категоричный отказ жителей Таджикистана покидать свой край. Они выступают против строительства Рогунской ГЭС по причине того, что после возведения плотины под водой окажутся десятки кладбищ. В Таджикистане, где более 90% населения составляют мусульмане, подобное считается как богохульство и неуважение к памяти предков.
И в этой ситуации напрашивается вопрос – так стоит ли овчинка выделки? Неужели чьи-то амбиции, желание «поставить Узбекистан на колени» возобладают над здравомыслием, спокойствием и безопасностью сотен тысяч людей?