07 April 2012
13:49 - Из почтового ящика «Харакат»: Еще одна попыт&

Недавно посольство Республики Таджикистан в России распространило заявление, в котором Душанбе обвиняет Республику Узбекистан в провоцировании роста социального недовольства в Таджикистане.

По мнению экспертов, этот шаг вызван сразу несколькими побуждениями таджикского правительства: распространив заявление через Москву, официальный Душанбе стремится привлечь внимание как можно большего количества так называемых международных арбитров, в том числе и РФ. Кроме того, будучи уже неспособным внятно оправдать перед народом собственную несостоятельность в решении накопившихся социально-экономических проблем в республике, руководство страны пытается свалить все беды на внешнего врага. В данном случае, как и прежде, его роль предписана соседнему Узбекистану.

Перейдем к тексту самого заявления. Посольство довольно резко заявляет о, якобы инициированных Узбекистаном перебоях в железнодорожном сообщении, о проблемных участках на границах между странами, а также о вопросах узбекско-таджикских поставок газа и электроэнергии. В принципе, все уже привыкли, что в подобно рода выступлениях Таджикистан, как правило, опирается лишь на эмоции, озлобленность по отношению к соседней республике. И, в то же самое время, не имея ни одного достоверного факта, целенаправленно обвиняет Узбекистан, вводя в заблуждение собственный народ.
Однако упрямые и достоверные факты свидетельствуют об обратном. Это касается как всего заявления, так и конкретных обвинений в адрес Узбекистана в выходе из единой энергосистемы.

Хотелось бы напомнить, что так называемая «Объединенная энергетическая система Центральной Азии» (ОЭСЦА) была создана в советский период как часть единой энергетической системы СССР. В постсоветское время она показала свою недееспособность ввиду отсутствия реальных механизмов ее нормального управления, приводящих к угрозе техногенных аварий. Кроме того, Узбекистан принял такое решение вслед за Туркменистаном и Казахстаном, которые ранее последовательно объявили о своем выходе из ОЭСЦА.


Что же касается причин поочередного выхода еще в 2003 году Туркменистана, а затем Казахстана и Узбекистана из энергосистемы, то о них лучше других осведомлены в самом Душанбе. Еще в 2009 году глава компании по управлению электрическими сетями Казахстана АО «KEGOC» Канат Бозумбаев неоднократно обвинял Таджикистан в несанкционированном отборе электроэнергии и грозил выходом Казахстана из ОЭС.


Таджикская сторона это категорически отрицала, заявляя, что у них нет для этого технических возможностей. К тому времени из-за повторяющихся фактов несанкционированного отбора электрической энергии в сети Казахстан в одностороннем порядке дважды выходил из режима параллельной работы с Объединенной энергосистемой Центральной Азии. В частности, энергосистема Казахстана работала в раздельном режиме с ОЭС ЦА с 26 февраля по 11 марта 2009 года из-за дисбаланса производства и потребления электроэнергии в странах региона. При этом Таджикистан осуществил внеплановый забор у Казахстана порядка 100 млн. кВт/ч электроэнергии.

Стоит отметить, что в несанкционированном отборе электроэнергии из ОЭС Таджикистан не отличался избирательностью и довольно долго Узбекистан также не досчитывался больших объемов энергии. Кроме того, несмотря на неоднократные обращения ГАК «Узбекэнерго» в адрес ОАХК «Барки Точик», диспетчерское управление таджикской энергосистемы продолжало грубо нарушать основные принципы инструкции по ведению режимов по обеспечению устойчивой работы ОЭСЦА, график согласованных межгосударственных перетоков электрической мощности и энергии. Таджикская энергосистема, несмотря на отсутствие контрактов, осуществляла несанкционированный отбор электроэнергии из Узбекистана, которые приводили к крупным системным авариям, что в свою очередь влекло за собой дополнительные финансовые потери, погашать которые приходилось узбекской стороне.

По сообщению ГАК «Узбекэнерго», по указанным выше причинам произошел ряд серьезных аварий на принадлежащих узбекской компании объектах энергетической инфраструктуры. Так, 15 августа 2009 года в результате длительного превышения допустимого перетока по высоковольтной линии Л-507 между подстанциями «Регар» и «Гузар» из-за самовольной загрузки Нурекской ГЭС оперативным персоналом ОАХК «Барки Точик» произошла авария на Талимарджанской ТЭС. Стоимость затрат на восстановительные работы составила более 17 миллиардов сумов. 9 ноября того же года из-за аварии на Нурекской ГЭС Республики Таджикистан отключена высоковольтная линия (ЛЭП-500 кВ «Регар-Гузар») в результате чего население Сурхандарьинской области в течение продолжительного периода оставалось без электричества, что также негативно повлияло на техническое состояние и работоспособность Талимарджанской ТЭС.

Эти факты косвенно нашли подтверждение в заявлениях таджикских энергетиков и политиков. В частности, в интервью агентству «Asia-Plus» заведующий лабораторией гидроэнергетики и экологии АН Республики Таджикистан Георгий Петров отметил, что выход Узбекистана из ОЭС был спровоцирован самим Таджикистаном. Таджикские энергетики, запустив линию электропередачи Юг-Север (соединившей обе части Таджикистана, пуск которой состоялся 29 ноября 2009г.), «не осветив в СМИ истинное предназначение и принцип работы линии, подтолкнули Узбекистан на подобную реакцию». «В первую очередь нужно наладить нормальную работу внутренней энергосистемы страны», - отметил энергетик. Мнение Петрова поддержал председатель Комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникациям Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) Маджлиси Оли Таджикистана М.Исломиддинов. Депутат тогда отметил, что «энергосистема Таджикистана работает уже 50 лет и требует серьезного обновления».

Однако, даже при наличии таких серьезных оснований для выхода Узбекистана из ОЭСЦА, официальный Душанбе продолжает муссировать данную тему, считая ее рычагом политического воздействия на страну, возводя прекращение поставок электроэнергии в ранг чуть ли не экономической блокады, при этом, к слову, совершенно забывая платить за уже поставленные узбекской стороной ресурсы. В ГАК «Узбекэнерго» на протяжении последних лет постоянно отмечают проблемы по погашению задолженности Республикой Таджикистан за потребленную энергию. По состоянию на 1 апреля 2012 года общая задолженность ОАХК «Барки Точик» перед ГАК «Узбекэнерго» составляет более 2 миллионов долларов США.

Еще один немаловажный аспект - половина из указанной суммы - задолженность таджикской стороны по договору на оказание услуг по транзиту электрической энергии из Туркменистана в Таджикистан по сетям ГАК «Узбекэнерго», заключенному в 2009 году. Документ подразумевает именно те поставки энергии из Туркменистана в Таджикистан, о прекращении которых якобы под «надуманными узбекской стороной предлогами» истерично заявляет посольство Таджикистана. Как мы видим, «предлоги» эти вполне обоснованны экономическими интересами стороны - за транзит в соответствие с принятыми обязательствами надо платить. Чего делать, как стало понятно из многочисленных оставленных без внимания обращений «Узбекэнерго» к «Барки точик», таджикская сторона не любит и в ближайшее время Таджикистана, как нельзя красноречиво свидетельствующем о позиции правительства республики не собирается. Прежде же договор успешно выполнялся, и в его рамках ГАК «Узбекэнерго» были оказаны услуги по транзиту в объеме 667,7 млн. кВт/ч на сумму 1,963 миллиона долларов, из которых ГАК получило менее половины.

Помимо прочего особо хотелось бы выделить один из пунктов, приведенных в заявлении Посольства по отношению к населению своей же страны. Продолжая свое злословие, обвиняя Узбекистан в ограничении поставок электроэнергии, повлекшие за собой ее острый дефицит, который «обрекает население на еще более тяжкие условия проживания», Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан бодро рапортует о том, что в прошлом году республикой было экспортировано 190,9 млн. кВтч электроэнергии на сумму 4268,8 тыс. долларов США. На этом фоне недоумение экспертов вызывают обозначенные в заявлении Посольства факты, того что «были обесточены здания школ, больниц и иные социальные объекты, отмечались случаи гибели людей».

Таким образом, сложилась противоречивая ситуация: при остром дефиците электроэнергии и ужесточении лимита ее поставок в регионы (согласно проведенному Союзом потребителей Таджикистана мониторингу, практически все 28 районов, в которых проводилось исследование, еще до ужесточения лимита получали электричество в среднем по 3-4 часа в сутки) объемы экспорта электроэнергии Таджикистаном за 2011 год возросли на 18,8 процента. И, по прогнозам, рост этих показателей, а значит и ужесточение лимита для регионов, будет продолжаться. В погоне за валютной выручкой электроэнергию продолжат продавать, оставляя население страны в темноте и холоде. Так, первые объемы электроэнергии, выработанные на Сангтудинской ГЭС-2, дошли до Афганистана еще осенью прошлого года. А в текущем году, согласно договоренности между президентами Таджикистана и Афганистана, в соседний Афганистан будет поставлено до 700 мегаватт таджикской электроэнергии.

…И все-таки в обвинительном заявлении Посольства удалось найти строчку правды: «Сохранение сложившейся ситуации приведет к дальнейшему ухудшению положения населения Таджикистана, угрожающей гуманитарной катастрофой в стране». Верно отмечено. Вот только искать виновников этому, врагов своего народа следует не во внешних силах, а среди своего же руководства, которое исчерпав все имевшиеся экономические и политические ресурсы, пытается рассорить граждан своей страны с соседями, несмотря на вековые узы дружбы и согласия, общность традиций и интересов.

Анвар Отабоев