17 February 2012
00:08 - Из почтового ящика «Харакат»: Вороватые исследователи старого света
Давно известно, что каждый человек силен, прежде всего, своими корнями. В связи с этим, наверное, даже не стоит говорить о том, что своей исторической памятью богата каждая нация или народность. Они будут уважаемы ровно настолько, насколько сами уважают свои традиции, обычаи, сохраняют историческое богатство, ценности, свою культуру.

В отношении современного Узбекистана с полной уверенностью можно утверждать, что страна делает все возможное не только для сохранения богатого исторического наследия, но и для его умножения.

Известно, что в свое время с территории нынешнего Узбекистана вывозилась масса предметов старины, искусства, изделий ремесленников и т.д., которые сегодня украшают частные коллекции по всему миру. Российская империя, а затем советская власть неплохо приложили руки к разбазариванию и практически разграблению культурного наследия узбекского народа. Некоторые из вывезенных некогда ценностей уже вернулись на родину, какие-то возвращаются. Но в то же время все еще предпринимаются попытки вывезти из страны предметы старины, которые по закону не подлежат вывозу. Причем, делают это уже наши новые «партнеры» из Европы и Америки, которые, видимо, все еще не до конца понимают, что здесь не «банановая» республика, в которой «цивилизованным братьям» можно делать что угодно. Узбекистан – суверенное государство, которое стоит на страже интересов своего народа.

Один из таких наших партнеров – посольство Франции в Узбекистане, а вернее всего представительство французского института по исследованию Центральной Азии (ФИИЦА). Уже более десяти лет французские ученые под покровительством дипломатов своей страны оттягивают передачу незаконно приобретенных ими в Хиве двух резных деревянных колонн и двух резных дверей. Эти предметы относятся к XIX веку, представляют историческую и культурную ценность и согласно законодательству не подлежат вывозу и должны быть возвращены государству. Но не только в этом дело. Эти предметы были в свое время украдены неизвестными лицами во время реконструкции медресе «Аллакулихона» в Хиве. Другими словами, французские исследователи занимаются скупкой краденого. Но ведь вполне логична также версия и о непосредственном участии в краже французских ученых в качестве заказчиков. На это указывает хотя бы то, с каким упорством они отказываются возвращать предметы старины их законному владельцу – народу Узбекистана.

Как говорят французы, колонны и двери были куплены в 1998 году у частных лиц первым директором ФИИЦА Пьером Шувеном. Через несколько лет на территории французского института с целью проведения исследовательской деятельности побывал директор хивинского музея при медресе «Мухаммад Рахимхон Феруз» Комил Худойберганов, который, увидев колонны и двери, в беседе уже со вторым руководителем французского института Винсентом Фурнио отметил, что во время реконструкции медресе «Аллакулихона» эти предметы были украдены. Он же рассказал представителям института, что организованный поиск должного результата не дал и в последующем колонны и двери были внесены в реестр как пропавшие исторические предметы.

От себя же еще добавим, что согласно данным Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана упомянутые ценности являются частью культурного объекта, внесенного государством в специальный реестр. Музей «Аллакулихона» входит в состав «Ичанкалы», который включен в список ЮНЕСКО как всемирное культурное наследие. В этой связи, в июле 2011 года узбекская сторона обратилась во французское посольство с просьбой вернуть вышеназванные исторические предметы. При этом упоминалось Межправительственное соглашение о культурном, научном и техническом сотрудничестве (27 октября 1993г.) между Узбекистаном и Францией, в котором говорится: «стороны будут содействовать административному, правовому и техническому сотрудничеству в области охраны объектов культурного и исторического наследия».

Кроме того, Узбекистан, как и Франция является подписантом Конвенции ЮНЕСКО от 1970 года, которая гласит: «Этот документ отражает в себе волю и понимание цивилизованного мира о том, что культурные ценности, которые представляют ценность для определенного народа и государства, должны быть возвращены этому народу и государству». Здесь же указывается, что вопросы возвращения культурных ценностей решаются в рамках национального законодательства того государства, на территории которого они находятся. В этом смысле юрисдикция Узбекистана не может быть поставлена под сомнение.
Что же узбекская сторона получила в ответ от французских дипломатов? В ответной ноте французы под различными предлогами, отказались вернуть вышеназванные предметы и сообщили, что эти предметы будут выставлены на всеобщее обозрение в новом Исследовательском центре, который станет правопреемником ФИИЦА.

Не понятно также требование французской стороной компенсации в качестве добросовестного приобретателя, что как мы уже отмечали, вызывает массу вопросов. Французская сторона вообще не имеет права требовать какую-либо компенсацию, так как в ее действиях усматриваются признаки нарушения статьи 169 (Кража) Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Более того, при покупке указанных предметов не были соблюдены законные процедуры и французская сторона не может доказать, что она действительно купила их, а не украла.

И вообще вся эта процедура уже давно регламентирована целым рядом нормативно-правовых актов, принятых в нашей стране. Это и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об упорядочении вопросов вывоза и ввоза культурных ценностей в Республике Узбекистан», и законы «Об охране и использовании объектов культурного наследия», а также «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В соответствии с последним «культурные ценности, в отношении которых объявлен розыск, подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам». Здесь же говорится, что добросовестный приобретатель культурных ценностей, вывезенных незаконно из других стран, похищенных или утерянных в других государствах, должен их возвратить законному собственнику. Другими словами, как международные нормы, так и требования узбекского национального законодательства ясно демонстрируют несправедливость действий французских ученых и дипломатов.

Как отмечают специалисты, колонны и двери – одни из самых крупных экспонатов, с которыми не хочет расставаться институт. Кроме того, сегодня в библиотеке ФИИЦА содержатся более 10 тыс. редких книг об истории и культуре Центральноазиатских государств, приобретенных французами у местных жителей. Между тем, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об упорядочении вопросов вывоза и ввоза культурных ценностей в Республике Узбекистан», издания до 1961г. не подлежат вывозу и считаются достоянием и собственностью Узбекистана. Тем не менее книги закупались не зря и существует огромная вероятность, что их планируется переправит во Францию каким-либо тайным способом или дипломатической почтой.