06 July 2011
06:35 - Из почтового ящика "Харакат": Узбекская власть трансформировалась в «семейное дело» (ч.2)
В современном мире семейные кланы имеют столько же преимуществ, как и в патриархальные времена. Естественно, что большинство людей не ощущают себя частью своего родового или семейного клана. При том, что на самом «верху» нашего общества эти самые кланы не только существуют, но и укрепляются.

Семейный клан - нечто большее, чем "семейка": мама, папа, дочка, сын. «Семья» это Дедушка, Бабушка, Семейки дочерей, Семейки сыновей, Семейки их детей - все это Семья, у которой есть четко выраженный лидер, внутрисемейная дисциплина и иерархия, общие интересы, а так же родственные связи с другими Семьями. Для того, чтобы возникла и существовала Семья необходим капитал. Именно вокруг капитала все и крутится. Хотя это условие необходимое, оно не достаточное. Второе необходимое условие - авторитет и безусловное лидерство одного из членов семьи. Суверенитет, так сказать. Иногда, этот самый Лидер, уже может впасть в маразм, и это несет угрозу семье. Тогда возникает другой, теневой лидер, при живом еще Патриархе.

Таких лидеров в семейном клане Каримова – два. Собственно его супруга Татьяна Каримова и ее родная сестра – Тамара Сабирова. О последней известно больше, чем о первой. Тамара Сабирова родилась в 1955 г. в Кувасайском районе Ферганской области. Окончила медицинский институт, вышла замуж за своего однокурсника Сабирова Ибодулло, отец которого являлся на тот момент заведующим складом хлопкоочистительного завода Ханкинского района Хорезмской области. Вкус к роскоши и большим деньгам возник у нее именно тогда.

В 2002 г. родственники и ближайшие друзья родственников были поставлены Каримовым на контроль ключевых денежных потоков, которые из узбекского бюджета плавно и массово начали перетекать в частные карманы. «Смотрящим» по Ферганской области назначена Тамара Сабирова, которая к тому времени развелась с мужем и сошлась со своим бывшим однокурсником – вороватым Аллаяровым Одилом. По сути, мы имеем дело с представителем правящей Семьи, который подмял под себя экономику целого региона. Перечислим некоторые из контролируемых Сабировой Т. Объектов: высокорентабельный ФНПЗ, сеть гостиниц «Азия» в гг.Ташкенте, Фергане, Самарканде, Бухаре и Хиве, ОАО «Кварц» и цементный завод в г.Кувасае, ОАО «Фергана текстиль», фабрика «Silver Silk», ОАО «Кувасай текстиль», ЧП «Акбарали», АО «Андижон Лада» в г.Андижане, управляющая компания текстильных предприятий в г.Ташкенте «Марко Поло», десятки торговых комплексов и др. Фактически к настоящему времени Сабирова Т. стала олицетворять собой реальную власть в регионе, которую трансформирует в деньги, а деньги – в еще большие деньги и еще большую власть.

Тамара Сабирова действует в Ферганской долине не одна. Ее ближайший помощник – сын Абдуллаев Акбарали, личность одиозная и ненавистная населению всего региона. Другой компаньон – сожитель Алляров Одил, которого Сабирова Т. продвинула в 2006 г. на должность хокима г.Ферганы, в настоящее время находится в бегах и объявлен в розыск. Однако, как известно всем, в том числе и правоохранительным органам Узбекистана, Аллаяров преспокойно живет в г.Симферополе, куда регулярно наведывается Сабирова Т.

Сын Сабировой Т. – Акбарали в 2009 г. выезжал во Францию, где приобрел ряд объектов недвижимости, хотя основной целью выезда в тот период являлся факт возбуждения уголовного дела на отдельных должностных лиц ФНПЗ. Абдуллаев Акбарали контролировал нефтеперерабатывающий завод через некоего Ибрагимова Хадиятулла, сына бывшего ректора Ташкентского института Востоковедения Ибрагимова Неъмата. Известно, что Ибрагимов Хадиятулла, ныне осужденный на 20 лет лишения свободы, был тесно связан с вором в законе «Бахти-ташкентским» - Кудратуллаевым Бахтияром, который ныне также находится в местах лишения свободы. Используя свое влияние, а в некоторых деликатных случаях, действуя через упомянутого вора в законе «Бахти-ташкентского», Абдуллаев Акбарали осуществил отъем процветающих предприятий у их владельцев, обложил данью фирмы, цеха и фермерские хозяйства области, что вызывает крайнее недовольство населения. Обстановка в Ферганской области накалена, и никто не дает гарантии, что население региона в какой-то момент не отреагирует.

Эксперты полагают, что в семейном клане Каримова назревает конфликтная ситуация. Тамара Сабирова ставит под вопрос лидерство Каримовой Гульнары в семейной иерархии после ухода главы, продолжателем дела которого она видит своего сына – Абдуллаева Акбарали. Предполагается, что у него есть одно определяющее преимущество - он мужчина, и поэтому больше подходит на роль преемника. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Источники из окружения Абдуллаева А. отмечают, что он готовится к предстоящим парламентским выборам и для него приготовлена должность заместителя Спикера Олий Мажлиса. Как известно, в узбекском законодательстве по инициативе самого Каримова закреплено положение о том, что в случае недееспособности или ухода Президента, его место занимает Спикер Олий Мажлиса. Данное обстоятельство не приемлемо для дочерей Каримова, которые, по мнению наблюдателей, впервые «готовы дружить» против своей родственницы.

Наряду с этим, не пренебрегая возможным неблагополучным сценарием развития событий, Сабирова Т. подготовила для себя «пути безопасного отхода». Сабирова приобрела дорогостоящую недвижимость в Германии, а ее сын, как уже отмечалось, во Франции. По сведениям, интернет издания «Harakat», «…для улучшения своего имиджа и получения в ближайшие 2-3 года вида на жительства Германии, Тамара Сабирова строит на новом месте кирху, отчисляет значительные средства на благотворительность».

Благодаря лживым докладам своих экономистов и финансистов, Каримов ошибочно предполагает, что экономика страны имеет позитивную динамику развития. Отсюда и гигантские новостройки, как в столице, так и регионах, на которые, в реальности, тратятся неподъемные для бюджета средства. Финансовая система Узбекистана чем-то напоминает финансовые пирамиды, которые в какой-то момент терпят крах.

Из событий в арабском мире можно сделать один главный вывод: правление коррумпированного семейного клана, который прибегает к авторитарным, диктаторским методам для того, чтобы в течение длительного времени оставаться у власти и отказывается уходить, всегда будет заканчиваться народной революцией. Наряду с этим, современная история знает и другие примеры. Беспокоясь о собственной безопасности и безопасности своего семейного клана, Борис Ельцин ушел в отставку в декабре 1999 года. Это был правильный ход, поскольку он открыл дорогу к некоторому обновлению власти. Та, в свою очередь, обеспечивает безопасность семьи покойного Бориса Ельцина.

Сумеет ли Каримов поступить, как в свое время первый российский Президент, не известно. Поэтому, дальнейшая судьба этой семьи не ясна. В случае смены власти, ей не удастся найти безопасное прибежище. Их не примет не только Европа и Россия, но и определенно даже Эфиопия. Следующий год, судя по всему, станет решающим.

Эльдор Хусаинов
Николай Степаненко