Вашингтон. 13 февраля. «Азия-Плюс» - В пятницу, 12 февраля, в Вашингтоне завершились таджикско-американские политические консультации. Накануне заключительного заседания делегаций заместитель госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Роберт О. Блэйк дал эксклюзивное интервью Информационному агентству «Азия-Плюс».
- Господин Блэйк, начиная с декабря, американская администрация начала политические консультации со странами Центральной Азии. В Вашингтоне уже побывали министры иностранных дел Узбекистана и Казахстана, сейчас здесь находится таджикская делегация. Какие вопросы обсуждаются на этих встречах? Означают ли они начало нового этапа в политике США в регионе?
- Правительства США и Таджикистана на этой встрече обсуждают весь спектр своих двусторонних отношений. Они включают вопросы безопасности на границе, сотрудничество в антитеррористической деятельности, Северную сеть поставок, права человека, бизнес и инвестиционный климат, вопросы развития, аграрные реформы, продовольственную безопасность, финансовую прозрачность, энергетику. Такие встречи – это возможность добиться прогресса по всему спектру вопросов, стоящих на повестке дня и определить новые области сотрудничества между нашими странами.
- Как известно, с прошлого года Северная сеть поставок (NDN) все активнее используется Пентагоном и союзниками для доставки в Афганистан невоенных грузов. Однако политические и экономические противоречия между странами ЦА, которые порой приобретают довольно острый характер, могут нарушить стабильность поставок. В частности, речь идет о противоположных подходах Душанбе и Ташкента к вопросу строительства крупнейшей в регионе Рогунской ГЭС. Какова позиция Вашингтона по Рогуну?
- Мы осознаем важность энергетической безопасности для Таджикистана и поддерживаем усилия таджикского правительства обеспечить доступ своих граждан, предприятий и учреждений к адекватному и надежному источнику энергии. Мы призываем Таджикистан учитывать мнение своих соседей при реализации таких гидроэнергетических проектов, как Рогун. В дополнение к Рогунской ГЭС, мы призываем Таджикистан рассматривать и вопрос о развитии малых ГЭС.
- Недавно в Лондоне Таджикистан, устами своего министра иностранных дел, сделал ряд предложений по активизации своей роли в восстановлении мира в Афганистане. Как Вы оцениваете эти инициативы?
- Соединенные Штаты высоко оценивают роль Таджикистана в оказании помощи в стабилизации ситуации в Афганистане. Наши дискуссии с таджикскими властями включают сотрудничество в области безопасности и ситуации в Афганистане, который имеет протяженную границу с Таджикистаном...
- Сегодня, с активизацией военной операции в Афганистане и Пакистане, усилением воинского контингента ISAF, многие люди в Таджикистане опасаются, что талибы могут перейти реку Пяндж и оказаться в Таджикистане. В этом случае, военные действия перекинутся и на таджикскую территорию. Насколько реально, по-вашему, такое развитие событий?
- Чтобы помочь Таджикистану подготовиться к подобным непредвиденным обстоятельствам, правительства США и Таджикистана активно сотрудничают в сфере обеспечения безопасности границ. В нашей программе пограничного сотрудничества с Таджикистаном мы попытались осуществить комплексный подход, задействовав представителей всех ведомств США, практически всего правительства. Через различные бюро в государственном департаменте и министерстве обороны, сейчас мы работаем с таджикскими коллегами по улучшению инфраструктуры пограничных постов, помогаем строить или модернизировать пограничные пункты перехода, осуществляем различные тренинговые программы. Все это делается с целью помочь Таджикистану повысить свою эффективность в предотвращении проникновения в страну транснациональных угроз. // Asiaplus.tj