18 September 2019
04:32 -
Валерий Соловей: Моральное состояние российского общества
В России разворачивается мощный конфликт между аморальной деградирующей элитой и нормальным обществом.
Такой вывод напрашивается из исследования морального состояния российского общества, которое только что завершила известный социолог Анастасия Николская совместно со своими коллегами Артемом Костригиным и Еленой Черепановой.
В исследовании резюмируется: "Люди требуют законности и ожидают новых лидеров, которые выступили бы в качестве носителей этой законности. Они готовы отстаивать свои законные права, в том числе право на свободу, на личное мнение, на миролюбивую внешнюю политику и внешнюю политику, цель которой будет понятна гражданам. Они рассматривают нарушение властями законов собственной страны, как нравственно неправильное, и требуют соблюдения закона всеми".
Поскольку же элита отказывается соблюдать моральные принципы и правила игры, то политический и экономический протест в России переплетается с нравственным и получает моральное основание: "Нарастающее политическое и экономическое неравенство... воспринимаются населением, как вызов, в том числе, нравственный вызов, и заставляют все более открыто бороться за свои законные права, что приводит, в том числе, к развитию нравственного протеста". // Echo.msk.ru
“ХАРАКАТ”: Кстати, отчет Анастасии Николской, Артема Костригина и Елены Черепановой закaнчивается следующими словами:
Можно предположить, что нарастающее социальное и институциональное неравенство разделило массы и элиту не только по уровню социально-экономического статуса. Двойственная политика и экономика для элит и не-элит приводит к тому, что распределение экономической власти институционализируется и находит максимальное отражение в политическом неравенстве. Нарастающее политическое и экономическое неравенство, в свою очередь, воспринимаются населением, как вызов, в том числе, нравственный вызов, и заставляют все более открыто бороться за свои законные права, что приводит, в том числе, к развитию нравственного протеста. Этот нравственный вызов обрабатывается массовым сознанием и приводит к 4 стадии морального развития.
В то же время, похоже, что элиты, оторванные от масс во всех социальных сферах –образования, медицины, права, доступа к собственности и сохранности собственности –остаются на третьей стадии морального развития, когда оценки о нравственности выносятся на основании мнений собственного окружения, а справедливость установленных окружением правил практически не подвергается сомнению.
Таким образом, похоже, что этическая составляющая менталитета элит и менталитета населения начинают расходиться, в то время как в условиях глобализации в большинстве развитых стран они сближаются. Указанное расхождение этических систем вызывает у населения выраженный негативизм, что представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности.
Такой вывод напрашивается из исследования морального состояния российского общества, которое только что завершила известный социолог Анастасия Николская совместно со своими коллегами Артемом Костригиным и Еленой Черепановой.
В исследовании резюмируется: "Люди требуют законности и ожидают новых лидеров, которые выступили бы в качестве носителей этой законности. Они готовы отстаивать свои законные права, в том числе право на свободу, на личное мнение, на миролюбивую внешнюю политику и внешнюю политику, цель которой будет понятна гражданам. Они рассматривают нарушение властями законов собственной страны, как нравственно неправильное, и требуют соблюдения закона всеми".
Поскольку же элита отказывается соблюдать моральные принципы и правила игры, то политический и экономический протест в России переплетается с нравственным и получает моральное основание: "Нарастающее политическое и экономическое неравенство... воспринимаются населением, как вызов, в том числе, нравственный вызов, и заставляют все более открыто бороться за свои законные права, что приводит, в том числе, к развитию нравственного протеста". // Echo.msk.ru
“ХАРАКАТ”: Кстати, отчет Анастасии Николской, Артема Костригина и Елены Черепановой закaнчивается следующими словами:
Можно предположить, что нарастающее социальное и институциональное неравенство разделило массы и элиту не только по уровню социально-экономического статуса. Двойственная политика и экономика для элит и не-элит приводит к тому, что распределение экономической власти институционализируется и находит максимальное отражение в политическом неравенстве. Нарастающее политическое и экономическое неравенство, в свою очередь, воспринимаются населением, как вызов, в том числе, нравственный вызов, и заставляют все более открыто бороться за свои законные права, что приводит, в том числе, к развитию нравственного протеста. Этот нравственный вызов обрабатывается массовым сознанием и приводит к 4 стадии морального развития.
В то же время, похоже, что элиты, оторванные от масс во всех социальных сферах –образования, медицины, права, доступа к собственности и сохранности собственности –остаются на третьей стадии морального развития, когда оценки о нравственности выносятся на основании мнений собственного окружения, а справедливость установленных окружением правил практически не подвергается сомнению.
Таким образом, похоже, что этическая составляющая менталитета элит и менталитета населения начинают расходиться, в то время как в условиях глобализации в большинстве развитых стран они сближаются. Указанное расхождение этических систем вызывает у населения выраженный негативизм, что представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности.