23 September 2010
02:09 - Из почтового ящика «Харакат»: Сенатор Олий Мажлиса Республики Узбекистан «вооружился» детским трудом
В этом году хорошие погодные условия позволили вырастить отличный урожай хлопка в Узбекистане. Чтобы его собрать до холодов, на сбор "белого золота" привлечены все работники бюджетных организаций и подконтрольных властям бизнес-структур. Сформированные бригады добровольцев из уборщиц, клерков, врачей и учителей, колледжей и вузов брошены на трудовой фронт.

Не кому не секрет, что при сборе хлопка болезненным вопросом для нашей республики остается эксплуатация детей.

Для решения данного вопроса последние несколько лет приняты активные меры. Так, Парламент страны принял Закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Поправки внесены и одобрены депутатами в рамках реализации Национального плана действий по реализации ратифицированных Узбекистаном Конвенции МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и ООН №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Ратификация данных международных документов и принятых мер по пересечению подобного рода деятельности в Республики дали положительные результаты. Но, не смотря на все это, со стороны некоторых представителей власти все еще открыто используется принудительный детский труд.

Так, хоким (главы местных администраций) Бекабадского района Ташкентской области Хамраев Шодибек Турсунович для выполнения плана по сбору хлопка в коротких сроках взял на «вооружения» детский труд.

Он устно распорядился в районо и директорам школ привлечь детей на сбор хлопка и те теперь они выводят детей массово на поля.

Учителя Бекабадского района не по долгу своей работы стали часто сталкиваются с чиновничьим «беспределом». Так как Ш.Хамраев, входит в число «неприкасаемых», пользуясь этим он, не в чем себя не ограничивает и поступает, так как ему угодно. Тех, кто не согласен с его решениями и требованиями он унижает, оскорбляет и угрожает расправой.

Уже как неделю по распоряжению Бекабадского районного хокима в школах №6,7,11,13,55 не ведутся занятия так, как дети усиленно собирают хлопок.
Не боясь своего поступка Ш.Хамраев, свободно посещает поля, где трудятся дети, которых он обложил ежедневной нормой 70 кг, и постоянно требует от учителей представлять сводки о численности детей и килограмм собранного урожая. В отношении учителей, не организовавших полного присутствия своих учеников на полях Ш.Хамроев, открыто рукоприкладствует. Несмотря на преклонный возраст некоторых учителей, и они попадают под рукоприкладство. Это еще ничего, перед тем как он обращается со школьниками.

Жители Бекабадского района от малого до великого, возмущены тем, что они невольно стали узниками хокима, Хамраева Шодибека Турсуновича.

Теперь, когда виновных, нарушивших законодательство о труде и охране труда в отношении несовершеннолетних, можно наказывать, почему-то многочисленнее жалобы граждан в МВД Бекабадского района по неизвестной причине остаются неуслышанными. Видимо потому что Хамраев Шодибек Турсунович еще и является Членом Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ.

В заключении хотелось бы отметить, принудительное привлечение детей к тяжелому труду формирует в них рабскую психологию; человек с такой психологией не способен адекватно воспринимать свои права и свободы, а следовательно не может полноценно участвовать в строительстве демократического общества.

Анвар Рашидов

P.S.: Причиной отсутствия в материале имен пострадавших от действий хокима, Хамраева Шодибека Турсуновича является боязнь за свою жизнь этих людей.

Привлечение школьников и лицеистов, а также студентов колледжей для сбора хлопка является грубым нарушением со стороны Хамраева Шодибека Турсуновича Конституции страны, Международного Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Узбекистаном 28 сентября 1995 года, Конвенции ООН по правам ребенка, ратифицированной Узбекистаном в 1992 году, Конвенций МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и ООН №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», ратифицированных Узбекистаном в 2008 году.