25 March 2010
06:00 - Президент Таджикистана Эмомали Рахмон был удостоен специальной премии за успехи в достижении «Целей развития тысячелетия», a премьер-министр впервые заявил о трудностях во взаимоотношениях с Узбекистаном с трибуны ООН
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон был удостоен специальной премии за успехи в достижении «Целей развития тысячелетия» (ЦРТ). Церемония награждения состоялась 23 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. По решению комитета премии ЦРТ, награда была присуждена таджикскому президенту за лидерство и инициативу в области управления водно-энергетическими ресурсами и достижения Таджикистана по реализации Целей развития тысячелетия.

Премия была передана премьер-министру Таджикистана Акилу Акилову, который находился в штаб-квартире ООН для участия в двух заседаниях высшего уровня по проблемам воды и финансирования развития. Акилов сердечно поблагодарил комитет за высокую честь и признание заслуг президента страны.

Как рассказали АП в комитете премии ЦРТ, данная ежегодная награда присуждается организациям (как правительственным, так и неправительственным), университетам, колледжам, фондам и отдельным личностям за усилия, инициативу и успехи в деле претворения в жизнь Целей развития тысячелетия ООН.

По завершению церемонии награждения состоялась пресс-конференция таджикского премьера, на которой журналисты смогли наконец задать вопрос, который волнует страны региона и мировое сообщество, вопрос о резком похолодании взаимоотношений между соседними Таджикистаном и Узбекистаном.

На вопрос верит ли премьер в объяснения правительства Узбекистана о причинах задержки более 1 тыс. вагонов с различными грузами для Таджикистана на узбекской территории, Акилов ответил отрицательно. Он назвал отговорками аргументы узбекской стороны. По его словам, состояние железной дороги Узбекистана позволяет осуществлять регулярные перевозки грузов беспрепятственно, так как до кризиса в отношениях двух страны транзитный поток был постоянный и бесперебойным.

Акилов отметил, что за последние два месяца Узбекистан начал задерживать транзит всех вагонов, следующих в Таджикистан, в особенности с топливными ресурсами. По его мнению, это делается умышленно в преддверии начала весенне-полевых работ на полях страны. Премьер подчеркнул, что более 70% населения Таджикистана живет в сельской местности, и в связи с такими простоями на узбекской территории сельчане не могут своевременно получить необходимое им топливо.

Акил Акилов сказал, что в республику регулярно осуществляются рейсы различных авиакомпаний, и они должны обязательно дозаправляться в аэропортах страны. Но задержки не дают возможности своевременно поставлять реактивное топливо. Кроме того, более 70% экспортных ресурсов Таджикистана приходится на продукцию алюминиевого завода, но сырьё для производства алюминия также не поступает.

Таджикский премьер-министр сообщил присутствующим, что первоначально узбекская сторона обосновывала остановку транзита вагонов с грузами в Таджикистан тем, что на территории Узбекистана прошли селевые потоки, и отдельным участкам железной дороги был нанесен ущерб. Но проверки показали, что никакого существенного ущерба железнодорожному полотну нанесено не было, и можно было организовать беспрепятственный транзит железнодорожных грузов.

«Поэтому, - отметил Акилов, - заявления об имеющих место неполадках, мешающих транзиту грузов по направлению Таджикистана, это только повод, а на самом деле все это связанно с проблемами водно-энергетического характера».

Он подчеркнул, что каждый год в осенне-зимний период Таджикистан испытывает дефицит электроэнергии, и если возможно было бы решать такие вопросы в Центрально-азиатском регионе цивилизованно, все было бы решено без каких-либо сложностей. Для покрытия дефицита электроэнергии ежегодно Таджикистан заключает договор о поставках энергии из Туркменистана.

По словам Акилова, взаимная поставка осуществлялась и раньше, и это не новшество, однако в этом году Узбекистан не разрешил переток туркменской электроэнергии в Таджикистан по своим энергосетям, ссылаясь на их перегруженность. «Значит, раньше в течение нескольких десятков лет это было возможно, а сейчас это невозможно», - с горькой иронией спросил Акилов.

Он также сообщил, что 60% водных ресурсов Центральной Азии формируются на территории Таджикистана, и гидроэнергетические ресурсы страны составляют более 527 млрд. киловатт часов, однако на личные нужды республика использует всего 5% от этих ресурсов. «И поэтому, - заявил премьер, - у Таджикистана есть только один выход - это строительство гидроэлектростанций».

Он особо подчеркнул, что пока Таджикистан осуществляет строительство только тех гидроэлектростанций, которые были начаты еще в 80-х годах прошлого века. В нынешнем году усиленными темпами началось строительство Рогунской ГЭС. Это самая крупная ГЭС в регионе. Высота плотины составляет 335 метров, мощность 3600 мегаватт. Акилов заявил, что ее пуск покроет не только дефицит электроэнергии в самом Таджикистане, но и обеспечит электроэнергией весь регион, и особенно Афганистан.

По словам таджикского премьер-министра, обстановка в этой соседней стране нестабильная, и для поднятия экономики Афганистана, повышения уровня жизни его населения нужна электроэнергия. И пуск Рогуна стал бы решением не только собственных проблем Таджикистана, но и обеспечил бы стабильную поставку электроэнергии всему северному Афганистану.

Но, как заявил Акилов, дело даже не в этом. По его словам, Ташкент апеллирует к тому, что если будет возведена Рогунская плотина, то это нарушит вододеление в регионе. Премьер-министр Таджикистана заверил, что о таком роде нарушении не может быть и речи.

«Никакого нарушения вододеления здесь не предусматривается. Ежегодно по рекам Центральной Азии формируется 115 кубокилометров воды, из них всего лишь 15% относятся к Таджикистану. Объем водохранилища Рогунской ГЭС составит 13 млрд. кубометров воды. Но вода будет накапливаться не в течение одного-двух лет, а в течение нескольких десятков лет. Мы им говорим об этом. Поэтому я думаю, что при цивилизованном сотрудничестве эти водно-энергетические проблемы можно решить во благо народов Центральной Азии», - отметил Акилов.

Отвечая на вопрос, может ли ООН сыграть роль в урегулировании споров о распределении гидроресурсов в регионе, Акилов ответил, «конечно, ООН - авторитетная организация, есть подразделения ООН, которые непосредственно дислоцируются и в Таджикистане и в других странах региона. Можно было бы при помощи этих подразделений или при их участии вынести эти вопросы на обсуждение в процессе переговоров».

На вопрос, на каком уровне находятся отношения Таджикистана и Узбекистана в данный момент, премьер ответил: «Мы принимаем все меры для того, чтобы улучшить отношения с Узбекистаном, потому что он является нашим соседом».

Премьер-министр не сказал, какие шаги готов предпринять Таджикистан, если экономическая блокада будет продолжаться, но подчеркнул, что, во всяком случае, стороны должны возобновить переговорный процесс.

По информации из неофициальных источников, в ходе своих встреч с высшим руководством ООН, в том числе с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и его заместителями, Акилов обсуждал нынешний кризис, возникший между Таджикистаном и Узбекистаном, и попросил оказать содействие в его скорейшем разрешении.

Из-за запрета на транзит вагонов по территории Узбекистана, Таджикистан уже понес экономические потери, которые исчисляются сотнями миллионов долларов, и теперь видимо добивается, чтобы международное сообщество вмешалось в спор. Впервые в истории Таджикистан заявил о своих трудностях во взаимоотношениях с соседним государством с высокой трибуны ООН. // Asia-Plus