О комиссии
12 апреля 2010 года была создана независимая общественная комиссия по расследованию трагических событий 6-8 апреля 2010 года, в состав которой вошли представители правозащитных организаций, СМИ, профессиональных юридических организаций, медицинских, военных учреждений и экспертных групп по различным направлениям.
В своей работе члены комиссии руководствовались принципами независимости, открытости и беспристрастности, преданности правам и свободам человека, провозглашенным в Декларации Прав Человека ООН.
Основные цели комиссии:
- защита прав жертв;
- уменьшение дискриминации и насилия в обществе;
- предотвращение внесудебных наказаний и внесудебных казней;
- содействие созданию платформы для различных политических и региональных групп разрешения конфликтов мирными средствами.
12 апреля 2010 года члены комиссии посетили лечебные учреждения, провели индивидуальные интервью с ранеными, а также с сотрудниками правоохранительных органов и лечащими врачами. Всего было проведено 49 индивидуальных интервью с раненными, которые находились в лечебных учреждениях города Бишкека.
С 13 апреля по 19 апреля 2010 года работа комиссии продолжилась в Джалал-Абадской, Ошской областях и городе Таласе, где состоялись встречи - консультации с местными правозащитниками, активистами, свидетелями событий.
Проведены индивидуальные интервью с и.о. губернаторов Ошской и Джалал-Абадской области, и.о. начальниками УВД города Оша и Джалал Абада, с сотрудниками милиции и спецназа, находящимися на лечении в больнице и продолжающими работу на местах. Члены комиссии индивидуально встретились с 14 сотрудниками ВД, зафиксировали свидетельские показания.
14 апреля 2010 года члены комиссии встретились с К.С. Бакиевым и Ж.С. Бакиевым в селе Тейит Ырыс айыл окмоту Джалал-Абадской области, обсудили сложившуюся ситуацию, вопросы по недопущению внесудебных наказаний и казней, разрешения конфликтов, а также вопрос передачи полномочий президента К.С. Бакиева Временному правительству КР.
Члены комиссии передали личные предложения К.С. Бакиева главе Временного правительства КР Розе Отунбаевой (пресс-релиз комиссии прилагается).
Проблемы при формировании комиссии: отказ от участия в работе комиссии представителей международных организаций, специализирующихся на разрешении конфликтов и предотвращении насилия в отношении мирных граждан. Члены комиссии задавались вопросами: «Как понять данную позицию международных организаций: они могут работать в Кыргызстане только в мирное время? Неужели человеческое измерение ОБСЕ действует только в мирное время?»
Причины апрельских событий
Причинами народных возмущений в кыргызских городах стала разрушительная политика, проводимая правительством Бакиева, которого обвиняют в создании благоприятных условий для развития коррупции («кумовства») на высшем уровне, крупном хищении финансовых средств из государственного бюджета. В то же время недовольства возникли в результате снижения уровня социальной безопасности, вызванного увеличением разрыва между различными слоями общества, на фоне обнищания широких масс населения (падения покупательской способности, галопирующей инфляции), масштабного преследования оппозиции и журналистов, серийных политических убийств, закрытия независимых печатных изданий, радиостанций и телеканалов.
События в Таласе 6 апреля
Утром 6 апреля в городе Таласе был задержан зампредседатель партии «Ата-Мекен» Болот Шерниязов, который прибыл из Бишкека для участия в оппозиционном курултае 7 апреля. К обеду несколько сотен его сторонников собрались возле здания УВД, и Шерниязов был освобожден. После чего демонстранты направились к Таласской обладминистрации.
Примерно в 14 часов около 600-800 человек ворвались в здание обладминистрации и взяли губернатора области Бейшенбека Болотбекова в заложники. К вечеру число людей увеличилось. По словам очевидцев, собравшимся подвозили камни и бензин в канистрах, после чего участники митинга стали готовить бутылки с зажигательной смесью.
К вечеру на двух самолетах и пяти вертолетах из Бишкека был доставлен сводный отряд из 200 сотрудников ППС, ГУГССО, СОБР МВД, курсантов Академии МВД. Перед ними была поставлена задача проведения спецоперации по освобождению губернатора. Операцию возглавил вице-премьер-министр Акылбек Жапаров. Кроме него, из Бишкека прилетели министр сельского хозяйства Искендер Айдаралиев и замминистра МВД Жакыпбек Азизов.
Примерно в 20.30 против демонстрантов был применен слезоточивый газ, резиновые пули и светошумовые гранаты. Губернатор был выведен из здания, и в это же время Болот Шерниязов вместе несколькими людьми был демонстративно, с применением силы задержан на глазах его сторонников.
После этого толпа стала агрессивнее, окружила группу сотрудников милиции и начала избивать их, подожгла здание обладминистрации. По словам милиционеров, спецсредства к тому времени закончились, а когда снова прибыла машина со спецредствами, ее захватили митингующие и использовали эти средства против милиционеров.
Командир сводного отряда из Бишкека рассказал: «Примерно в 19:00 6 апреля 2010 года у здания УВД началось построение, в котором приняли участие прокурор Таласской области, начальник ГСНБ Таласской области, вице-премьер А. Жапаров и замминистра МВД Ж. Азизов. Сотрудник 9-го отдела информировал их о том, что на площади собралось более 3 тысяч человек, но представитель ГСНБ сказал, что на площади находится только 800 человек. Это была дезинформация. Я пытался убедить их в том, что не стоит вечером проводить спецоперацию, предлагал дождаться утра. Но А. Жапаров сказал: «Надо выполнить задание по освобождению губернатора».
Мы стали двигаться по направлению к площади, вдруг появились молодые люди (примерно 20 человек), которые забросали нас бутылками с зажигательной смесью и камнями. Мы стали бросать светошумовые гранаты и использовать слезоточивый газ, но гранаты возвращались к нам, подброшенные митингующими обратно. Потом у митингующих закончился бензин, и они стали использовать солярку, которая менее опасна для жизни, так как вместе с бензином загоралась одежда, а солярку можно было стряхнуть.
Несмотря на трудности, нам удалось очистить площадь и освободить губернатора, которого митингующие взяли в заложники. В это время по национальному ТВ шла пресс-конференция министра внутренних дел М.Конгантиева, который, ссылаясь на информацию, полученную от своего заместителя, сказал, что митинг в Таласе прекращен и ситуация взята под контроль. Спецсредства у нас к тому времени закончились. Часть милиционеров была захвачена митингующими, около 150 сотрудников милиции скрылись внутри здания обладминистрации. Когда в здании начался пожар, мы собрали последние спецсредства, вышли из здания методом «черепашки» и опять попали в руки митингующих. Нас жестоко избили. Меня били головой об асфальт, и я потерял сознание. Очнувшись, я успел сказать, что я их земляк, родом из Таласа.
Кто-то вытащил меня из толпы и отвез в Кара-Бууринскую больницу. Но там милиционеров не принимали, опасаясь разъяренной толпы. Мои родственники в Таласе помогли десяти сотрудникам милиции. Все 200 пострадавших сотрудников милиции сегодня в Бишкеке, но многие из них, добираясь в столицу, вынуждены были укрываться в лесу, у друзей и знакомых. Последние приехали только 15 апреля».
6 апреля в Таласскую городскую больницу, Кара-Бууринскую районную больницу и Бакай-Атинскую районную больницу за медицинской помощью обратились и сотрудники милиции, и простые жители области, пострадавшие во время беспорядков.
Задержания лидеров Оппозиции в Бишкеке и в Оше 6 апреля
В ночь с 6 на 7 апреля в Бишкеке были задержаны несколько лидеров оппозиции. Первым задержали лидера партии «Улуу биримдик» Эмилбека Каптагаева. Насильно, с привлечением спецназа, был увезен в ГСНБ Омурбек Текебаев, лидер партии «Ата-Мекен», который после операции нуждался в лечении.
При задержании лидера СДПК Алмазбека Атамбаева к его дому было стянуто большое количество сотрудников правоохранительных органов (милиции и спецназа), которые создали угрозу общественной безопасности и пугали мирных граждан. Атамбаев был задержан и увезен в неизвестном направлении.
Рано утром 7 апреля на борту самолета в аэропорту «Манас» был задержан лидер партии «Ак Шумкар» Темир Сариев, который прилетел из Москвы. В Оше были задержаны лидеры оппозиции Дуйшон Чотонов и Анвар Артыков.
События в Таласе 7 апреля
Рано утром в Талас прибыло подкрепление силовых структур. Из Жалал-Абадской области прибыл сводный отряд в количестве 69 милиционеров: 49 человек - работники ППС областного УВД, 20 - сотрудники спецназа. Из Ошской области прибыл сводный отряд в количестве 135 человек: 106 - сотрудники ППС УВД области, 29 - сотрудники СОБР УВД. Также утром в Талас прибыл министр ВД М. Конгантиев. Перед ним была поставлена задача обеспечить охрану здания УВД, на оружейном складе которого хранилось большое количество огнестрельного оружия и боеприпасов. Кроме того, накануне на склад было сдано все оружие УГСНБ Таласской области.
Утром на площади в Таласе снова стали собираться люди, скоро численность толпы достигла примерно 15 тыс. человек. Митингующие направились к зданию УВД с требованием освободить Болота Шерниязова. После полудня демонстранты несколько раз попытались ворваться в здание. Милиция применила резиновые пули, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В ответ демонстранты стали забрасывать здание УВД бутылками с зажигательной смесью и камнями.
В это время министр ВД М. Конгантиев вел переговоры со старейшинами города Таласа о выводе сотрудников правоохранительных органов из УВД по предоставленному им коридору. Но здание УВД было уже окружено митингующими по периметру, в актовом зале ожидали вывоза около 70 пострадавших сотрудников милиции, без форменной одежды, получившие с 6 апреля различные травмы и ранения возле обладминистрации.
Митингующим удалось разрушить забор позади здания УВД (40 метров по периметру) и войти во двор. Сотрудники милиции (более 200 человек), которые стояли по периметру здания УВД, не могли применить оружие против разъяренной толпы, так как они не получили соответствующего приказа от руководства МВД. По словам милиционеров, толпа жестоко избивала их отнятыми дубинками, камнями, арматурой и осколками от бутылок, раздевала догола и поджигала.
Руководитель спецназа Жалал-Абадской области отметил: «Я никогда раньше не видел такой разъяренной толпы. Нас жестоко били, отняли 5 боевых автоматов, 4 газовых автомата и один гранотомет. Атаковали нас в течение трех часов, забрасывали камнями, раздевали… Мы видели, что горим и помогали друг другу тушить огонь. Несколько человек вырвались из этого ада, стали убегать и спрятались в подъезде ближайшего дома.
Нас догнали и снова стали бить. Только благодаря женщинам, которые впустили нас в квартиру, мы остались живы. Они помогли нам отмыть кровь, дали женскую одежду и посоветовали быстрее скрыться. Один из наших коллег потерял сознание, мы стали звонить в «скорую помощь». Когда «скорая» прибыла, мы поехали вместе с раненым, но врачи высадили нас на площади. Нас снова увидела толпа, догнала и стали избивать.
Мы опять разбежались кто куда. Один горожанин укрыл меня в своем доме. Знакомый из Бишкека прислал машину «Нива», на которой меня вывезли в село Калинин. Оттуда я дозвонился на сотовые некоторым своим сотрудникам и смог собрать 17 человек. Хозяин дома посоветовал нам не выезжать в эту ночь, объясняя, что на выезде из Таласа есть блокпост, где проверяют все машины. Зная, что многие таласцы в эту ночь отправились на митинг в Бишкек, мы арендовали микроавтобус за 8 тысяч сомов и выехали в Жалал-Абад. На посту у Конезавода водитель микроавтобуса сказал, что мы едем на митинг в Бишкек. Так мы смогли вырваться из Таласа. В Жалал-Абад мы добрались через перевал Ала-Бель».
Один из молодых сотрудников СОБР УВД Ошской области, лежавший в спецгоспитале МВД Оша, рассказал: «Митингующие, сломав забор длиной 40 метров, ворвались в здание УВД. Пять человек раздели меня, пиная и избивая, отобрали каску, щит, бронежилет, дубинку. Спрашивали: «Тебе понравился Талас? Еще приедешь?» Сзади били арматурой… Я потерял сознание, когда возле головы взорвалась светошумовая граната, затем меня голого перебросили через забор. Там лежали еще около 10 голых сотрудников милиции.
Мы пытались убежать. Я смог пролезть на чердак одного дома, хотел просить помощи, но услышал, как в доме говорят о том, что надо сжечь одного милиционера. Я опять бежал, и какие-то женщины помогли мне - отвели в больницу. Их было четверо, одна из них сказала врачам, что я ее сын, и врачи зашили мне рану на голове».
О Молодомусе Конгантиеве
Из интервью сотрудников милиции:
М.С. (Джалал-Абад): «После того, как митингующие захватили УВД и оружие (более 732 единиц), выпустили из ИВС 73 задержанных, я попал в комнату типа кочегарки, где вместе со мной было еще четыре сотрудника милиции. Среди них сидел и министр ВД М. Конгантиев. В это время группа молодых людей искала его… Я обмазал лицо министра кровью одного раненого милиционера и перевязал тряпкой. Вошли митингующие и, приставляя к горлу милиционеров осколки разбитых бутылок, стали выкрикивать: «Кого зарезать? Где министр? Где Конго?» В это время кто-то разбил окно и вытащил министра на улицу. Больше я его не видел. Нас стали избивать…
Я хочу подчеркнуть, что статья 15 закона об ОВД допускает в случае нападения на охраняемые объекты применять огнестрельное оружие. Трагедия в Таласе показала, что данная статья не работает, так как не работает сам закон».
Н.А. (Ош): «Один из митингующих приставил к моему горлу осколок бутылки и кричал: «Где министр? Найди и покажи его!» Министр сидел напротив меня. Я молчал. Из моей руки текла кровь. До этого кто-то обмазал ею лицо министра».
К.Б., командир роты (Ош): «Мы охраняли УВД в течение четырех часов. Около 16:00 министр Конгантиев ходил на переговоры. Он просил дать коридор, чтобы вывести сотрудников милиции из здания УВД. В это время митингующие сломали забор и ворвались во двор УВД. Я понял безвыходность ситуации… в то же время я понимал свою ответственность перед сотрудниками и их родителями. Я отдал 30 молодым сотрудникам ППС приказ бросить оружие и бежать навстречу митингующим со словами «Мы с народом!». Но нас били на протяжении 500 метров, обливали бензином и поджигали. К счастью, пошел дождь, и мы получили меньше ожогов.
7 апреля: события в стране
После происшествий в Таласе волна митингов перекинулась на другие регионы Кыргызстана. Представители оппозиции вместе с населением регионов организовали митинги возле зданий государственных администраций в городах Токмак, Нарын, Баткен, Ош, Джалал-Абад, Каракол, Кара-Балта, селах Кербен и Тон. Губернаторы практически всех областей добровольно сложили полномочия, во всех указанных регионах были выбраны народные губернаторы. Ситуация в г. Бишкеке была самой сложной.
Лидеры оппозиции планировали провести курултай на территории промышленного комплекса «Форум», где располагается штаб Социал-демократической партии. Возле здания собрались около 200 человек, в т.ч. представители оппозиции, международных, правозащитных и различных неправительственных организаций, журналисты и обычные жители. Примечательно, что территория завода «Форум» является частной собственностью одного из лидеров оппозиции, и власти не имели права запрещать проведение там каких-либо собраний. Тем не менее с целью недопущения курултая и разгона демонстрантов власти выставили против них сотрудников правоохранительных органов, оснащенных спецсредствами. Используя светошумовые гранаты и слезоточивый газ, сотрудники милиции стали оттеснять толпу с территории «Форума». Своими действиями милиционеры с