Актуал мавзу - 09 August 2008
04:01 - Очередной короткий анекдот от Каримова: «Ташкент - город хлебный» (Алишер Сарбон)
Очередной короткий анекдот от Каримова: «Ташкент - город хлебный

Алишер Сарбон

На всех житницах планеты выращивается в среднем 2 млрд. тонн зерна в год, с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону, но в целом это цифра постоянная. А потребление растет. Главная причина, как указывают западные аналитики, в том, что жители Китая и Индии, прежде питавшиеся в основном только рисом, по мере роста благосостояния переходят на европейскую структуру питания — на макароны, муку, хлеб. А ведь это половина населения планеты. С ростом уровня жизни они начинают больше есть белков животного происхождения — молоко, мясо. А для животноводства требуется фуражное зерно.

К тому же, по данным тех же аналитиков, ежегодно население нашей планеты увеличивается на 80 миллионов человек, а прирост производства продовольствия — только на 40 миллионов человек. Проблема пока мало заметна в каждом отдельно взятом амбаре, но на мировых рынках продовольствия беспокойство ощутимо.

Как эти неблагоприятные, но продиктованные прогрессом, изменения отражаются на самой крупной стране Центрально-Азиатского региона – Узбекистане?

С обретением в 1991 году независимости Узбекистан, как и другие страны Центральной и Восточной Европы, входившие в советский блок, и государства СНГ, получил возможность проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В прошедшие годы за социально-экономической трансформацией проведенной в республике закрепилось название узбекской модели реформ, о которой неустанно на протяжении двух десятилетий повторяет бессменный президент И Каримов.

Узбекистан, как и большинство стран СНГ, находился в весьма тяжелых стартовых условиях для проведения реформ, особенно по сравнению с другими пост социалистическими странами. Наиболее благоприятной ситуация для перехода к рыночным отношениям была в странах Восточной Европы, где имелись элементарные основы государственности, развитый индустриальный потенциал, степень централизации экономики была ниже, чем в бывшем СССР, сохранялся частный сектор, не прекращались широкие хозяйственные связи с Западной Европой и другими регионами мира.

В значительно худших условиях приступали к реформированию новые постсоветские государства. Кризисные явления, охватившие экономику СССР еще в 70-80-е годы, резко обострились и приняли открытые формы. Это проявлялось в прогрессирующем спаде производства, росте бюджетного дефицита, нарастающей гиперинфляции и низкой инвестиционной активности.

В Узбекистане к тому же имелись специфические особенности, усугублявшие сложность ситуации. Крупные, но технологически незамкнутые производства и отрасли Узбекистана были ориентированы в первую очередь на обеспечение потребностей общесоюзного рынка, главным образом в сырье и промежуточной продукции (хлопок-волокно, сельхозпродукты, природный газ, стратегические минеральные ресурсы). Основную часть потребляемых ресурсов производственного назначения, машин и оборудования, товаров народного потребления республика вынуждена была завозить извне.

По уровню жизни населения Узбекистан занимал в бывшем СССР одно из последних мест. Так, в 1990 году около 70% населения республики имело совокупные доходы на уровне ниже прожиточного минимума (такой же уровень сохраняется и сейчас прим. автора), в то время как в России и Украине – около 30% населения.

В целом в ходе преобразований начала 90-х годов были достигнуты две наиболее важные стратегические цели: во-первых, обеспечена реальная политическая независимость страны, во-вторых, были созданы необходимые условия и предпосылки для наименее болезненного варианта проведения глубоких рыночных преобразований на базе приватизации и широкого развития частной собственности (источник: исследование «Социальный мониторинг 2003 год» по заказу ЮНИСЕФ).

Но, как показала сама жизнь, Узбекистан в экономическом плане сильно отстал от таких стран, как Россия, Украина, Казахстан, которые прошли через так называемую «шоковую терапию».

Продовольственная безопасность и зерновая независимость были провозглашены президентом страны Исламом Каримовым как приоритетные еще в 1996 году. Тогда Узбекистан взял курс на значительное сокращение посевных площадей бывшей монокультуры – хлопчатника и увеличение за счет этого посевов зерновых культур, главным образом пшеницы.

Узбекистан формально (согласно уверениям властей) достиг зерновой независимости - к 1998г. Производство пшеницы увеличилось с 940 тыс. тонн в 1991г. до 6,175 млн. тонн к 2008г (согласно официальным данным Госкомстата РУзб.).

В 2006 году узбекские хлеборобы собрали 6 млн. 200 тысяч тонн зерна, в прошлом году – более 6 млн. 400 тонн. Урожайность тогда составила порядка 48 центнеров с гектара. Согласно заявлениям властей, сегодня Узбекистан не только полностью обеспечивает себя зерном, но и экспортирует муку и зерно в соседние страны СНГ, Афганистан, Иран и др.

По сообщению официальных узбекских средств массовой информации, в этом году в стране собрано более 6 млн.175тыс тонн зерновых, и этого количества вполне хватит для безбедного существования. Урожайность, как и в прошлом году, составила в среднем по 48 ц/га.

В своей приветственной телеграмме хлеборобам «немаловажное значение Президент страны придал и тому факту, что по сравнению с прошлым годом в этом году земледельцам страны удалось получить доход на 230 млрд. сумов больше (но ведь в прошлом году согласно тем же официальным данным было собрано зерна на 225 тыс. тонн больше, откуда такая прибыль в этом году? прим. автора). Впервые в истории зерноводства страны получен доход более чем в 1 триллион 37 миллиардов сумов.» (конец цитаты).

Однако независимые эксперты всегда ставили под сомнение эти официальные цифры, объясняя их обыкновенным стремлением правительства выдать желаемое за действительное.

По мнению независимых международных экспертов, в этом году в Узбекистане было собрано не более 4 млн. тонн зерна, включая кормовые сорта.

Фермеры, не заинтересованные в производстве зерна из-за низких закупочных цен, просто сдавали в заготовительные конторы наличные деньги за то количество хлеба, которое они по плану должны были продать государству. Или же покупали на базаре нужное количество пшеницы и отвозили ее на базу, теряя при этой операции значительные суммы.

Но эти затраты сторицей окупались с выручки от продажи другой, более выгодной продукции, выращенной земледельцем на его угодьях. Причем власти на местах и выше отлично знают о таких операциях, но закрывают на это глаза: лишь бы во время отрапортовать и потешить «всеми Глубокоуважаемого…». Так что приписки присущи были не только бывшему «Союзу», они процветают и сейчас в Узбекистане и в масштабах куда более значимых.

Однако независимые эксперты всегда ставили под сомнение эти официальные цифры, объясняя их обыкновенным стремлением правительства выдать желаемое за действительное. По прогнозам специалистов межгосударственной телекомпании «Мир», в этом году в Узбекистане будет собрано не более 4 млн. тонн зерна, включая кормовые сорта. Того же мнения придерживаются и другие источники в самом Узбекистане, называя цифру от 3,8 до 4,2 млн. тонн, что составляет около 60% от прошлогоднего уровня. В качестве причин низкого урожая называют маловодье, наступившее после на редкость морозной зимы (источник: http://www.dw-world.de)

По оценкам трейдеров, ежегодное потребление пшеницы в Узбекистане с населением более 27 миллионов человек составляет около 4,9 миллиона тонн. По официальной статистике, республика закупали на внешнем рынке более 1.0 млн. тонн продовольственной пшеницы в 2007 г против 0,5 млн. тонн в 2005 г. То есть импорт продовольственной пшеницы только за 2 года вырос в 2 раза и это только по официальным данным Госкомстата РУз., кроме того надо иметь ввиду, что контрабандным путем из Казахстана также завозится значительные объёмы, без этого Узбекистан давно потрясли бы «голодные бунты».

Узбекские хозяйства постоянно, вплоть до 2007 года включительно, расширяли посевы пшеницы на поливе (в 1990 году в республике ее сеяли 190 тыс. га, 2002г – более 1 млн. га, в 2007г - 1,447 млн.га, в 2008 г -1,286 млн.га).

Если еще несколько лет назад пшеницы на поливе собирали по 28-30 ц/га, то сейчас в среднем по– 35-40 ц/га, но никак 60-68 ц/га, как стараются нас убедить чиновники от сельского хозяйства. Такие сорта как, выведенные российскими НИИСХ - «Крошка», «Уманка», «Купава», «Половчанка», «Княжна», «Юна», Деметра» «Дельта или американский «дурум» (именно для закупки 40 тысяч тонн твёрдых сортов пшеницы «дурум» США в 2000 году предоставили Узбекистану грант в размере 10млн. долларов) не могут давать в условиях Узбекистана богатые урожаи, так как они мало приспособлены к местным климатическим условиям.

17 ноября 2003 г - Азиатский банк развития одобрил заем на сумму 26 миллионов долларов США для увеличения доходов фермерских хозяйств посредством развития более эффективного и устойчивого производства пшеницы. Проект по улучшению продуктивности зерна должен был предоставить помощь пяти областям, производящим пшеницу, которая охватит селекцию пшеницы, распространение улучшенных сельскохозяйственных технологий, и усиление программы по борьбе с вредителями.

Проект должен был пройти в областях центральной части страны с севера на юг: в Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях. Более интенсивное и интегрированное содействие будет оказано трем районам проектной зоны - Заминский район в Джизакской области, Катакурганский район в Самаркандской области, и Куйи-Чирчикский район в Ташкентской области.

Оно включала кредитные фонды для частных семеноводческих компаний и предприятий, услуги, поддерживающие фермерское хозяйство, создание административного и организационного потенциала для частных фермерских консультативных центров, и ремонт ирригационных сооружений. На самом деле реализация проекта прошло по традиционному варианту узбекского чиновничества. В хокимияты были вызваны только особо приближенные к власти отдельные фермеры, которым, в рамках данной программы, за соответствующий «откат» из будущего урожая были выделены небольшое количество китайских мельниц, водяных насосов на электроприводе и сельхозтехники, а остальная часть заёма была «благополучно» присвоена чиновниками, собравшиеся у «кормушки».

Основные проблемы по зерну в Узбекистане кроются в урожайности того или иного сорта пшеницы


Первая проблема объективная и заключается в самом климате страны, в котором твердые сорта пшеницы не могут произрастать, только мягкие сорта.

А вторая проблема - угроза уменьшения продуктивности орошаемых земель, выделяемых под зерновые культуры. По мнению ученых, ежегодно из-за увеличение засоленности плодородной почвы Узбекистан недополучает около миллиона тонн сельхозпродукции. (Источник: Зерно Он-Лайн)

Еще одна проблема – чисто субъективная и кроется она в псевдонаучных (а-ля Лысенко) амбициях узбекского президента: Ислам Каримов на заре объявления зерновой независимости вообразил себе, конечно же, с подачи подхалимов учёных-аграрников, что пшеница твердых сортов будет расти во исполнение его указов, там где ему нужно, помните: «И пойдут воды Кубань - реки, куда велят большевики?» Но, природа, если она даже узбекская, не намерена жить по каримовским законам.

В реальности в стране можно вырастить при имеющихся на сегодня площадях до четырех миллионов тонн зерна ежегодно, но это будет фуражное зерно, то есть кормовое. Из него нельзя выпускать мучные изделия, нельзя выпечь даже формовой хлеб, не говоря о тандырной лепешке. Тесто из муки такого зерна не поднимется, а лепешка просто стечёт со стенок тандыра, для того чтобы этого не произошло показатель клейковины должна быть не менее 26 единиц.

Поэтому самым популярным является казахстанская мука. Страна зависит от поставок зерна, по большей части, из Казахстана, меньше – из России и других стран. И как уже было сказано выше - идет негласное поощрение контрабандного завоза муки из Казахстана, без этого нельзя стабилизировать зерновой рынок Узбекистана.

В то же самое время мукомолы Южно-Казахстанской области (ЮКО) со второй половины дня 5 июня 2008 года не могут получить железнодорожные вагоны для экспорта муки в Узбекистан и вывозят товар на автомашинах, это увеличивает себестоимость почти в 2 раза, на автодорогах свои препоны, которые тоже стоят денег. В этом многие видят отголоски «тёплых личных отношений» двух президентов.

Общемировое увеличение спроса на зерно и муку не могло не отразиться и на закупочных ценах и, следовательно, на конечных ценах для потребителей. За период с 1 июля 2007 года по 1 июля 2008-го года продукты в Узбекистане подорожали в среднем на 200 процентов, стоимость 1 буханки хлеба, составляет от 400 сумов и выше. Стоимость лепёшки «патыр» составляет 1200-1500 сумов, то есть больше 1 доллара, стоимость 1 мешка казахстанской муки «зашкаливает» за 100 долларов США, в 2007 году его ещё можно было купить за 50 долларов.

В одной связке с продовольственными ценами находятся и цены на топливо, так стоимость бензина в Ташкенте повысилась втрое за последний год. Это повлекло за собой новую волну инфляции, которая ударила по широким слоям населения и, пожалуй, только чиновники-мздоимцы и околовластные бизнес круги безболезненно это переносят.

К сожалению, известно, что получить официальные статистические данные о росте цен и о размере потребительской корзины в Узбекистане нет возможности, эта одна из великих государственных тайн, которое строго оберегает мальчиш-Кибальчиш «от проклятых буржуинов» Если бы все экономические показатели были обнародованы, то народ ужаснулся бы от них и все увидели бы всю несостоятельность главы государства, о мудрости которого слагаются легенды.

Но, основываясь на неофициальном подсчёте американского посольства в Узбекистане, можно предполагать, что размер потребительской корзины в 2007 году составлял не менее 120 долларов (источник http://www.dw-world.de), в этом году он существенно повысился апрельского скачка.

В независимости от размера этой злополучной корзины на сегодняшний день, очевидно, что минимальная заработная плата, которая составляет 22500 сумов, в несколько раз меньше прожиточного минимума.

Несмотря на всю очевидность проблем по зерну И. Каримов перед народом делает вид, что «всё хорошо прекрасная маркиза… за исключением пустяка...»

В Казахстане недавно прошла конференция по продовольственной безопасности в странах Содружества. Одно из предложений, высказываемых на конференции, заключалась в том, чтобы все заинтересованные страны СНГ координировали производство продовольствия. Однако соседи Казахстана по региону в необходимости таких координационных мер сомневаются. Официальные лица утверждают, что их продовольственной безопасности ничего не угрожает. Такое мнение в интервью газете «Репортер-Бишкек» высказал министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Киргизии А. Ногоев. А между тем, и в Киргизии, и в Узбекистане в минувшем году наблюдался дефицит хлеба (источник http://www.dw-world.de). В этом году положение только ухудшилось, сначала года уже дважды наблюдался скачок цен.

Узбекские власти предприняли ряд мер к тому, чтобы стабилизировать рынок. Но, как всегда, начали их осуществлять нерыночными методами. Вместо того, чтобы понять, почему фермеры не заинтересованы в производстве зерна, в ход была пущен административно-командный метод. Так, в Ташкенте власти ещё в 2007 году обязали руководителей 35 хлебобулочных предприятий, входящих в Ассоциацию производителей хлеба «Тошкент-нон», взять шефство над фермерскими хозяйствами Ташкентской области. За каждым хлебопеком закрепили пашню в размере от 3 до 4 тысяч гектаров земли. На каждой из таких площадей расположено от 80 до 100 фермерских хозяйств (источник: Gazeta.kz). Но эта мера привела только к обратному результату.

На днях в Ташкенте прошло заседание Кабинета Министров Узбекистана посвященное итогам 6 месяцев 2008 года. Вел заседание президент Узбекистана Ислам Каримов. Премьер-министр республики Ш. Мирзиеев на заседании не присутствовал, он руководил штабом по ликвидации последствий ЧП в Каганском районе Бухарской области.

Каримов в ходе заседания прервал одного оратора и зачитал пространную цитату, которая свидетельствовала о том, что МВФ высоко оценивает успехи Узбекистана. Он напомнил присутствующим, что на 1 апреля 2008 года средняя зарплата в стране была эквивалентна 189 долларам США, сейчас это уже эквивалент 221 доллару, а концу года в среднем гражданин Узбекистана будет зарабатывать не менее 300 долларов в перерасчете на национальную валюту.

Председатель «Узбексавдо» (аналог министерства торговли) З. Файзиев заверил, что в республике созданы хорошие запасы продовольствия, в частности, муки и растительного масла. Есть проблемы с рисом, но рис закупят за рубежом (источник: uzmetronom.com).

Между тем, скачок цен на растительное масло заставил власти Узбекистана обратить внимание на необходимость выращивание масличных культур. Как сообщило недавно информационное агентство «УзА», Ассоциация масложировой и пищевой промышленности Узбекистана в сотрудничестве с Министерством сельского и водного хозяйства осуществляют работу по расширению площадей маслосодержащих культур и повышению объема их переработки.

С этого года реализуется программа, направленная на выращивание в промышленном масштабе на больших площадях подсолнечника, масхары и льна, а также увеличение объема производства масла из этих культур.

В соответствии с программой, в Каракалпакстане и областях на 103 тыс. га площадей выращивается масхара, на 14 тыс. га - лен и почти на 34 тыс. га - подсолнечник. Это позволит произвести дополнительно свыше 20 тыс. тонн растительного масла.

Ныне повышается спрос на сорта с мелкими, черными и серыми семенами, которые насыщены маслом. Возможность получать с каждого гектара по 15-20 ц семян подсолнечника, а с 1 тонны семян по 500- 550 кг подсолнечного масла экономически очень выгодна, отмечает информагентство.

В настоящее время масличные культуры выращиваются в более чем 8 тыс. фермерских хозяйств. Широкомасштабное возделывание подобных сельхозкультур повышает спрос на местные сорта. Опытно-экспериментальной станцией масличных и волокнистых культур при Министерстве сельского и водного хозяйства ведется работа по созданию скороспелых, высокоурожайных, устойчивых к болезням, приспособленных к местным почвенно-климатическим условиям сортов подсолнечника.

Коротко резюмируя, можно сказать, что, несмотря на хвалебные рапорты с мест и что узбекские власти ежегодно рапортуют о рекордных урожаях зерновых, подобные заверения не стабилизируют ситуацию на рынке. Вне зависимости от сбора урожая зерновых, цены на хлеб и хлебобулочные изделия регулярно повышаются. На сегодня цена 1 кг узбекской пшеницы на базарах Кашкадарьинской области достигла рекордной цены – 700 сумов, так как государство покупает зерно у фермеров по цене чуть больше 400 сумов за 1 кг. Так что рекорды бьют не только официальные показатели.

Основная причина в том, что публично озвученные узбекским правительством рекордные урожаи, никак не соотносятся с реальными объемами собранного урожая. Дефицит зерна на внутреннем рынке Узбекистана очевиден. Однако власти не хотят признавать факты, а может, стараются их просто не замечать. Если первый угрожающий скачок был прошлой осенью, второе резкое подорожание хлеба отмечено после 1 апреля 2008 года и теперь узбекистанцы с тревогой ждут 1 сентября, когда ожидается третий взлёт цен на хлеб и хлебобулочные и мучные изделия, хотя дефицит основного продукта питания ощущается все очевидней уже сейчас.

Хваленые указы президента И. Каримова об очередном повышении на 20 % уровня зарплаты рабочим и служащим, и стипендии студентам, только подстёгивает «резвую кобылицу» цен на внутреннем рынке, каждый такой указ сравним с судебным приговором к очередному сроку нищеты.

http://asia-pr.org/index.php?option=com_content&task=view&id=329&Itemid=69