Журнал Ҳаракат
№3 (54) 2005. Андижон фожеаси
АКШнинг Хельсинки Комиссияси Андижондаги хунрезликни коралайди (рус.)
19 мая и 29 июня этого года в Комиссии США по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (Хельсинская Комиссия) прошли два Слушания, посвященные Андижанским событиям.
С тех пор как Узбекистан стал независимым гусударством, в этой комиссии неоднократно расматривались вопросы, связанные с правами человека и усилением антидемократических тенденций в нашей стране в контексте общей ситуации в Центральной Азии или СНГ. Но до сих пор только дважды Слушания были посвяшены только Узбекистану. Первые Слушания состоялись в октябре 1999 года. Это мероприятие имело достаточно нейтральное название - «Узбекистан: Демократия и права человека». Однако, вторые Слушания, имевшие место в июне 2004 года, отличались более суровым названием - «Узбекистан: Задушенная демократия, растоптанные права человека». В обоих Слушаниях мнение узбекской оппозиции представлял лидер «Бирлика» Абдурахим Пулат. С текстами его выступлений можно ознакомиться на страницах журнала «Харакат» - № 5-6 (20-21), 1999 и № 3 (48), 2004.
Даже разница между названиями двух Слушаний сама по себе уже отражает степень растущей озабоченности политических кругов Соединенных Штатов реальной ситуацией в Узбекистане. Правда, прошедшие между этими двумя Слушаниями годы были довольно драматическими. Если 1999-2001 годы репрессивный узбекский режим все еще «закручивал гайки» с целью полностью уничтожить ростки демократии, то начало антитеррористической войны в Афганистане и близкое сотрудничество между Узбекистаном и Соединенными Штатами сопровождались, пусть и небольшими, но положительными изменениями как в сфере развития демократии, так и в области прав человека.
Между двумя этими Слушаниями лежит довольно большой промежуток времени – целых 5 лет. А теперь, в течение двух месяцев, два новых Слушания. Причина - Андижан.
Конечно, Андижан еще надолго останется кровоточащей раной на теле Узбекистана. Он еще долгие годы будет определять политический климат не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Этим и объясняется интерес политиков США к андижанским событиям.
Сперва несколько слов о самой Хельсинской Комиссии США.
Официальный статус этой Комиссии – Независимое Агентство. Но, из 21 члена Комиссии 18 представляют Конгресс США (по 9 человек из Сената и Палаты Представителей, а остальные 3 -представители Государственного Департамента, Министерства Обороны и Министерста Торговли). Поэтому, на практике, Комиссия функционирует как структурная единица Конгресса. Даже ее офис находится в одном из зданий Конгресса.
Слушания являются одной из важных форм работы комитетов и комиссий Конгресса. То же самое можно говорить о Слушаниях в Хельсинской Комиссии. Слушания обычно посвящаются определенной тематике. Здесь могуть принимать участие не толко члены самой Комиссии и члены Конгресса в целом, но и любой пожелавший этого человек. Двери Конгресса США всегда открыты для всех. Но, право говорить на Слушаниях имеют только члены Комиссии/Конгресса и специально приглашенные люди, которые либо являются специалистами по теме Слушания либо могут выступить в качестве свидетелей по тем или иным событиям, связанным с темой Слушания. Таким образом, Слушания являются своеобразным брифингом для членов Комиссии, в течение которого они знакомятся с фактами, и с мнениями людей, являющихся специалистами по данной теме.
На Слушаниях не принимаются какие-либо решения. Однако, позже Комиссия может, по итогам Слушаний, подготовить и отправить в Сенат или в Палату Представителей проект специального Заявления. Если Заявление будет утверждено законадательным органом, то его положения, естественно, станут обязательными для правительства США. Во многих случаях, Комиссия ограничивается отправлением в соответствующие министерства своих рекомендаций по рассмотренной в Слушаниях тематике. Нет никакого сомнения, что эти рекомендации будут приняты к сведению.
Теперь вернемся к андижанским, если можно так назвать, Слушаниям в Хельсинской Комиссии.
Ради справедливости надо сказать, Слушания, которые были организованы 19 мая, т.е по горячим следам андижанской трагедии, официально назывались Брифингом. Может быть это важно с точки зрения внутренного регламента Хельсинской Комиссии, но по существу это были те же Слушания. Поэтому здесь будем использовать слово «Слушания» для обозназения обеих мероприятий.
* * *
На Слушаниях на тему «Волнения в Узбекистане: Кризис и перспективы» 19 мая в этой последовательности выступили сопредседатели Комиссии Сэм Браунбэк (от Сената) и Кристофер Смит (от Палаты Представителей); конгрессмен Бенжамин Кардин; личный представитель председателя ОБСЕ, посол Словении в США Самуэл Збогар; председатель Партии «Бирлик» Абдурахим Пулат; координатор Комиссии США по международной религиозной свободе Майкл Кромарти; представитель Фонда Карнеги, профессор Марта Олкотт; аналитик радио «Свобода» Даниэл Киммаж. Все выступающие осудили расстрел мирных людей в Андижане.
Сенатор Сэм Браунбэк, в частности, сказал: «США осуждают действия властей Узбекистана в Андижане... Президент Каримов стоит на перепутье. Он либо продолжить политику насилия, либо начнет реальные политические и экономические реформы». Кристофер Смит: «Правительство Узбекистона все 15 лет остается репрессивным. Это полицейское государство. Если ситуация не изменится, Соединенные Штаты будут вынуждены изменить свою политику в отношение Узбекистана, несмотря на то, что там имеется наша военная база».
Самуэл Збогар выразил надежду, что узбекское правительство будет сотрудничать с ОБСЕ в деле расследования андижанских событий. Майкл Кромарти сделал ударение на факт отсутствия в Узбекистане религиозных свобод. Даниэл Киммаж провел подробный анализ хронологии событий в Андижане, основываясь на материалах радио «Свобода».
Профессор Марта Олкотт - известный специалист по странам Центральной Азии -предположила, что события в Узбекистане будут развиваться по одному из двух возможных сценариев. Согласно первому из них, Каримов как румынский диктатор Чаушеску будет уничтожен своим окружением, старая бюрократия сохранить свою власть и будет сотрудничать с квази-исламскими силами. Второй сценарий: Правительство не изменить свою политику, и когда события, подобные андижанскому, станут неуправляемыми, даже армия не сможет с ними справится. Тогда процессы пойдут по таджикскому варанту. По мнению Марта Олкотт, трагическая правда состоит в том, что в Узбекистане мирной смены власти, как на Украине и в Грузии, не будет. Не будет повторения и кыргызских событий. Правительство Узбекистана не способно изменить что-либо. Так что, международное сообщество должно быть готово к катастрофическим событиям в этой стране.
Текст выступлания Абдурахима Пулата приводится в следующих страницах журнала полностью. Здесь хотелось бы отметить лишь следующее. Участвуя в развернувшейся дискусии после выступлания основных докладчиков, он назвал безосновательными утверждения о существовании реальной угрозы прихода к власти исламистов после падения режима Каримова. «Такие люди мало знают реальную ситуацию в Узбекистане, - сказал он. - Они забывают, что Узбекистан не Афганистан. Узбеки около ста лет жили в условиях светского строя. Даже пример Таджикистана показывает каков реальный уровень поддержки населением партий религиозного характера в этом регионе. Не надо забывать, что демократическая оппозиция в Узбекистане имеет доволно сильные позиции. В условиях жесточайшего режима демократические партии, в первую очередь, Партия «Бирлик», продолжают жить. В условиях всеобщего страха, насаждаемого властью, «Бирлик» имеет 20 тысяч зарегистрированных членов. Более одного года мы боремся чтобы зарегистрировать нашу партию. В тоталитарном режиме, каковым является Узбекистан, пытаясь участвовать в парламентских выборах в конце прошлого года, активисты нашей партии сумели выдвынуть 10 кандидатов в депутаты от инициативных групп избирателей. Правда, власти не зарегистрировали ни одного из них, но мы, во-первых, приобрели бесценный опыт, а во-вторых, сумели паказать, что с этой властью можно бороться, мирный путь к смене режима возможен. Будущее Узбекистана будет в руках демократической оппозиции. В Узбекистане со временем будет установлена общественно-политическая система, близкая к турецкой модели. Усилия же Каримова и его команды сделать такую страну как Узбекистан, фактически, атеистическим государством, как это было в советское время, обречены на провал. Источником напряженности в обществе является не исламский экстремизм, а то, что правительство Узбекистана на деле является является атеистическим».
* * *
Как уже говорилось, хотя по результатам Слушаний в Хельсинской Комиссии не принимаются специальные решения, они оказывают определенное воздействие на политический климат Вашингтона. Так оно случилось и в этот раз. В последующие дни, сначала Государственный Секретарь Кондализа Райс, а затем и президент Джорж Буш выступили с довольно резкими заявлениями, осуждающими действия правительства Каримова в Андижане и призываюшими к созданию международной комиссии для изучения событий тех дней. Кроме этого, были настоятельные призывы к властям Узбекистана начать политические реформы.
Узбекское правительство само прекрасно понимало, что андижанской резне нет никакого оправдания и что расстрел сотен мирных жителей был хладнокровным актом устрашения людей, доведенных до отчаяния от плодов бездарной экономической политики властей, и живущих к тому же, в условиях отсутствия религиозных и политических свобод. Поэтому не удивительно, что Каримов категорически отверг идею проведения международного расследования и дал ясно понять об отсутствия у него всякого желания проводить в стране реформы, как политические, так и экономические.
Тем не менее, Соединенные Штаты, так же как и страны Европейского Союза, продолжили настойчиво требовать создания международной комиссии и держали этот вопрос на острие повестки дня. Например, 13 июня Европейский Союз потребовал от Узбекистана пересмотреть до конца июня свой отказ от проведения независимого расследования беспорядков в Андижане. В противном случае, как говорится в заявлении министров иностранных дел этого содружества, на Узбекистан будут наложены санкции. 15 июня Государственный департамент сообщил о том, что Кондализа Райс лично написала письмо президенту Каримову с обоснованием необходимости проведения международного расследования массового убийства людей в Андижане. Наконец, 29 июня в Хельсинской Комиссии США состоялись еще одни Слушании на тему «Кризис в Узбекистане: анализ событий и последующие шаги».
* * *
Слушания 29 июня начал, как и в предыдущий раз, сопредседатель Комиссии сенатор Сэм Браунбэк. Он прямо назвал существующий строй в Узбекистане диктатурой и отметив, что Соединенные Штаты решительно осудили факт массового расстрела мирных людей в Андижане, потребовал проведения международного расследования этой трагедии.
Следующее слово было предоставлено очевидцу андижанских событий - директору ташкентского офиса Института по освещению войны и мира Галиме Бухарбаевой. Она рассказала присутствующим подробности кровавой пятницы - 13 мая. «Я была среди тысячи митингующих на площади Бабура, когда в 17:20 по местному времени войска правительства без всякого предупреждения открыло огонь по мирным людям, - сказала она. - Эти люди сами пришли на митинг, никто их не принуждал. Они были безоружны. Это не было исламским восстанием. Я не слышал, чтобы кто-нибудь кричал «Аллаху Акбар». Люди требовали справедливости, уважения прав человека, социально-экономических перемен. У них не было никаких политических требований, вроде отставки президента Каримова. Я не видела здесь никаких моджахедов из Афганистана или Чечни. К моменту начала атак правительственных войск не было выстрелов со стороны восставших, которые находились внутри здания хокимията». Галима Бухарбоева рассказала как она разговаривала с руководителем восствших Парпиевым и убедилась, что восставших хотели только освобождения своих невинных товарищей и родственников. Она считает, что США и другие западные страны должны более строго осудить действия властей Узбекистана, добиваться создания международной комиссии и освобождения арестованных правозащитников и журналистов.
Затем выступили: Исполняющий обязанности помощника Министра Обороны США Мира Рикардел, лидер одной из фракций партии «Эрк» Салай Мадаминов/Мухаммад Салих, который находился в эти дни в США по приглашению одного университета для участия в научно-политическом семинаре (с текстом его выступления можно ознакомиться на следующих страницах журнала), Директор отделения «Европа и Центральная Азия» Хьюман Райтс Вотч Холли Карнер, директор Азиатских программ Международной кризисной группы Роберт Темплер.
Среди участников мероприятия был распространен текст Обращения Партии «Бирлик» Хельсинской Комиссии в связи с арестом ряда активистов партии после андижанских событий (см. следующие страницы журнала).
В начальной части Слушаний присутствовал председатель Партии «Бирлик» Абдурахим Пулат. Здесь он беседовал с сенатором Сэмом Браунбэком и лично вручил ему Обращение Партии «Бирлик» Хельсинской Комиссии. Однако, после выступлений Сэмa Браунбэкa и Галимы Бухарбаевой он был вынужден покинуть Слушания, для того чтобы встретить в аэропорту Генерального секретаря Партии «Бирлик» Василю Иноятову, прибывающую в тот день в Вашингтон для участия в мероприятих в рамках Парламентской Ассамблееи ОБСЕ, которая будет проходить в столице США 1-5 июля с.г.
После выступления Галимы Бухарбаевой сенатор Сэм Браунбэк также покинул Слушания. Далее председательствовал здесь конгрессмен Кристофер Смит.■■■