Накануне начала процесса передачи власти в Узбекистане от Ислама Каримова (хотя сложно сейчас сказать, сколько времени займет этот процесс) в Москву потянулись представители различных противоборствующих кланов.
Согласно отдельным утечкам из российских властных структур, наибольшую активность (пусть и непубличную) проявляет глава Службы национальной безопасности Узбекистана Рустам Иноятов. Ни для кого, кто более-менее профессионально занимается анализом ситуации в каримовском Узбекистане, не секрет, что основная интрига в стране сейчас основана на борьбе двух условных кланов: клана дочери Ислама Каримова Гульнары и клана раиса (президент - принятое в СНБ обозначение её главы Иноятова).
Все кадровые перестановки на вершине власти Узбекистана неизбежно связаны с этим долгим и весьма напряженным противостоянием.
Причем обе стороны прилагают очень большие усилия, чтобы заручиться если не поддержкой, то, по крайней мере, благожелательным нейтралитетом России накануне решающих событий в борьбе на властное наследие Ислама Каримова. Об активности Гугуши в России написано достаточно много и вряд ли можно в рамках этого материала сказать что-либо новое.
Много интересней анализ тактики и стратегии "раиса" Иноятова по привлечению российских симпатий. Его политика базируется на двух базовых принципах: Рустам Иноятов позиционирует себя для Москвы как единственная кандидатура, которая сможет не допустить после ухода Ислама Каримова прихода к власти радикальных исламистов (о страхах в Кремле по поводу такого сценария Иноятов осведомлен в полной мере и прекрасно на них играет);
Иноятов пытается быть "своим парнем" как для российских спецслужб, так (и главное!) для российского руководства, представляя информацию о противоречиях в окружении Каримова и планах по очередному переделу собственности в Узбекистане.
Как отмечают узбекские источники, особо крупный "слив компромата" произошел накануне недавнего апрельского визита Ислама Каримова в Москву.
Но стоит ли верить России в чистоту намерений Иноятова?
Западные эксперты по радикальному исламу не раз заявляли о тесных связях таких организаций как Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Туркестана, Союз исламского Джихада, «Хизбут Тахрир» с СНБ.
Активность этих террористических групп резко возрастала, когда СНБ претендовала на новые полномочия и шла на спад в момент затишья в межклановых войнах.
Многие в Узбекистане опасаются, что так называемые "радикальные исламисты" станут ударной силой в момент определения наследника Ислама Каримова и действия этих боевиков будет координироваться непосредственно из Ташкента.
"Раис" Иноятов прекрасно осведомлен, что у руководства России дефицит текущей информации об Узбекистане. Предлагая "информационное сотрудничество" Москве Иноятов преследует основную цель - стравить всех потенциальных конкурентов на место Каримова (косвенно с помощью российских структур) и взять процесс передачи власти под свой контроль.
Показательным примером такой "информационной активности" стала кампания стравливания Гульнары Каримовой с первым вице-премьером Рустамом Азимовым (он был представлен как заказчик кампании по её дискредитации в российских и западных СМИ. Гульнара Кариморв ответила валом компромата и обвинений в коррупции Азимова через подконтрольные ей интернет-ресурсы).
Как полагают эксперты, в ближайшие месяцы пик "информационной" активности Иноятова будет направлен против действующего премьера Узбекистана Шавката Мирзияева.
Нельзя сказать, что Москва настолько наивна, чтобы не понимать истинной цены "пророссийского" Рустама Иноятова.
По некоторым данным, российские спецслужбы фактически прекратили обмен информацией с СНБ по ситуации в Афганистане, поскольку оперативная информация российских спецслужб очень быстро становилась известной американцам.
Но "раис" Иноятов обладает в Москве широким кругом контактов и доброжелателей (их мотивации - отдельный вопрос), что и позволяет быть ему хорошо осведомленным о планируемой Россией политике в отношении каримовского/послекаримовского Узбекистана и контактов российской стороны с теми или иными представителями узбекской власти.
"Раиса" Иноятова может банально подвести утрата чувства реальности: Ислам Каримов, безусловно, стар и не очень здоров, но инстинкт политического выживания у него прежний.
Если Каримов придёт к выводу, что деятельность Иноятова серьезно угрожает интересам (политическим и экономическим) его дочери Гульнары, то "раис" будет очень быстро отправлен в отставку. Помимо слома сценария главы СНБ и ташкентского клана это даст Исламу Каримову дополнительные очки в общественном мнения на Западе - там до сих пор считают Рустама Иноятова жёсткого подавления мятежа в Андижане в 2005 году - и не далее как в марте этого года Human Rights Watch призывала ЕС возобновить санкции против Ташкента за Андижан 2005 года, а начать их с Иноятова.
Формальным поводом для отставки (возможно, даже и формально почетной) главы СНБ Узбекистана может стать состояние здоровья "раиса": Иноятов серьезно болен сахарным диабетом.
Причем преемником Иноятова на посту главы СНБ станет не нынешний первый замглавы службы Шухрат Гулямов, а человек не из СНБ.
Надо ли Москве в очередной раз втягиваться в авантюру и поддерживать "пророссийского Иноятова? Вопрос скорее риторический.
Москве сейчас вообще не стоит принимать сторону ни одного из противоборствующих в Узбекистане кланов и все силы направить на получение реальной информации о происходящем в этой ключевой для региона стране.
Иннокентий Адясов
Член экспертно-аналитического совета при Комитет по делам СНГ
и связям с соотечественниками Государственной Думы ФС РФ (с 2006 года)
Источник: Восточное агентство OSTKRAFT (http://ostkraft.ru)
На фото из того же источника: Казнь президента Афганистана Наджибулло.
"Харакат": Так как Иннокентий Адясов является не независимым специалистом, а судя по работе в структуре ГосДумы, прокремлевским скоморохам, врядь ли можно рассматривать его статью как аналитический материал. Здесь фактически устраивается рассекречивание желания Кремля: посадить в Оксарай вместо одного кегебешника (Ислама Карима) другого (Рустама Иноятова).