Журнал Ҳаракат №2 (17) 1999. Террор уйлашга чакирмокда
Тохир Яхшибеков - Фожеавий карама-каршилик
ТРАГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Раскатистое эхо трагическиих событий в Ташкенте 16 февраля 1999 г. - эта острая боль и негодование миллионов, общественное сознание которых задается вопросом: кто виноват? Именно этот краеугольный вопрос имеет первостепенное значение для понимания сути момента, ибо исполнители терактов и их поводыри вне всякого сомнения преступники, кому нет и не может быть оправдания.

До сих пор, как явствует из официальных источников, никто не взял на себя ответственность за содеянное, а отдельные высказывания высокопоставленных государственных чиновников нельзя принимать всерьез из-за их расплывчатой многозначительности.

Начнем с того, что взрывы, прогремевшие в центре Ташкента, вне всякого сомнения крайняя форма выражения недовольства со стороны тех, кто находится в оппозиции к нынешнему режиму.

Существование оппозиционных сил, как известно, явление нормальное, т.к. ни одна власть на сегодняшний день не отвечает требованиям справедливости. Официальные власти Узбекистана пытаются внушить обывателю обратное. Нужны доказательства? Познакомьтесь с прессой дозволенной для рядовых граждан Узбекистана. Дифирамбы режиму и, боже упаси, появиться критике в адрес власть предержащих. Возможно ли такое в наше время? Не торопитесь с ответом. Да, возможно, но только теоретически. К сожалению, об этом в нашей республике приходится мечтать. Следовательно можно утверждать, что в нашей республике открытая цивилизованная форма оппозиции просто-напросто лишена элементарных прав и, более того, жестоко преследуется. Это косвенно подтверждает несостоятельность тех, кто якобы взялся за демократические реформирование государственных устоев в Узбекистане.

Начнем издалека. Август - сентябрь 1991 года. Реакционный заговор в Москве провалился. Узбекистан провозглашает независимость. Официоз клеймит тоталитарно-командно-административную систему и клянется в приверженности демократии и рынку.

Минули годы, в течение которых жизненный уровень населения неуклонно снижался. На определенном этапе в этом нет ничего предосудительного, т.к. суверенному Узбекистану, как впрочем и остальным союзным республикам бывшего Союза, досталось непростое экономическое наследие.

Сегодня, спустя неполных восемь лет независимости, процесс обнищания масс приобрел ярко выраженные очертания, а «свет в конце тоннеля» попрежнему не виден. Напротив, есть все основания утверждать, что ближайшее будущее сулит народу наслоение невзгод.

Итак, подведем черту. Цены на все виды товаров и услуг неуклонно растут, а статистика пестрит данными о растущем производстве. Спрашивается: где логика? Самое удивительное, что ни народ, ни эксперты в области экономики, ни сами творцы какого-то особого узбекского пути развития не верят насквозь лживым цифирям и пропаганде. Кого обманываем? - вопрос чисто риторический. Другое дело: зачем?

Пример прибалтийских республик, Польши, Венгрии, а из ближайшего окружения Киргизии, свидетельствует об условности «переходного периода», на который любят ссылаться все те, кто свою недальновидность и грубые просчеты упорно не хочет замечать. Давайте договоримся, есть реальное реформирование экономики и есть пустая болтовня. Теперь не то время. Народ устал от зажигательных лозунгов и откровенно смеется, когда ему талдычат о «великом будущем», о каком-то «особом узбекском пути развития». У человечества есть один путь или один закон развития. Он может кому-то нравится, а кому-то нет, но игнорировать его (закон) не смеет никто.

Позвольте быть откровенным. В Узбекистане о коренном преобразовании экономики власть и не помышляет. Одно из двух. Либо те, кто узурпировал власть стремятся сохранить прежнюю, дискредитировавшую себя систему и скрывают свое истинное намерение громогласными заявлениями о своей приверженности демократии, либо за дело взялись, мягко говоря, неучи. Обратимся к доказательствам.

Экономика опирается на государственную и частную формы собственности. Рассмотрим общий случай. Человек вспахал землю, засеял поле и собрал урожай. Это один из самых простых примеров, рассматривающую обратную сторону условий существования («земля»). Таким образом, в результате воздействия условия существования: «земля», «вода», «солнце», а также их законсервированные формы - ресурсы недр, превращаются в средства производства.

Средства производства предоставлены человеку, следовательно он не имеет на них морального права, как на собственность. В то же время, вкладывая труд в землю, возделывая почву, он приобретает юридическое право на урожай, а вместе с ним и на «землю» как на собственность. Занятно, не правда ли? Взаимоотношения человека (орудие производства) с окружающей средой обитания (средства производства) носят все-таки курьезный характер, однако, на самом деле, они некогда приняли нешуточный характер. Это хорошо помнит история человечества. Собственно ее двоякость превратилось в яблоко раздора. Человеческий разум решил эту проблему на локальном уровне с помощью государства, которое по-своему назначению - орудие перераспределения собственности. Того требовала и продолжает требовать социальная справедливость.

Проблема социальной справедливости - тема для особого сообщения. Очевидно, что ее решения требует необходимость устойчивого развития общества или его динамического равновесия. Современное государство путем проб и ошибок подбирается к своим прямым функциональным обязанностям, заостряя внимание на создании оптимальных условий для бизнеса. Надо думать, что в ближайшем будущем государство объявит средства производства достоянием всего человечества. К этому вынудит разразившийся экологический кризис, корни которого кроются в социальной несправедливости. Для того, чтобы изжить социальную несправедливость необходимо поставить заслон присвоению собственности, т.е. разделить «урожай», часть которого принадлежит труду индивидуума, а другая часть - обществу. Объективные критерии раздела собственности существуют.

Труд, в самом глубоком понимании, проявление интеллекта, останется в обозримом будущем сугубо индивидуальным явлением, надо отбросить мифическое о коллективном труде или коллективном творчестве и не путать его с индивидуальным характером труда в коллективе. Отчасти, эта путаница не позволила апологетам социализма распознать объективные законы развития общества.

Каждая личность отличается от другой своими способностями, которые раскрываются максимально в той или иной области, что в немалой степени зависит от обстоятельств, окружающих факторов и т.д.

Изначальное неравенство между людьми, как впрочем и между отдельными компонентами природы - объективная реальность. Впадать в панику и шарахаться от естественного неравенства не надо. Оно залог движения. Присмотритесь внимательно к окружающему. Там царит гармония, потому что балом правит закон естественной иерархии. Общество не исключение.

Естественное неравенство породило социальное расслоение, дифференцированное распределение частной собственности, к которой совершенно справедливо относятся как к святой. Те, кто не хотел этого признать, упорно отстаивая уравниловку, оказались на свалке истории. Отсюда вывод: право на труд и есть право на частную собственность. Вы произвели больше потребительского товара, значит вы владеете большей собственностью. Именно это стимулирует труд.

Краткий экспресс-анализ по-видимому достаточен для оправдания частной собственности. В Узбекистане нет частной собственности на землю. И это в стране, где не менее 80 % населения занято в сельскохозяйственном секторе. Отдайте труженнику в собственность почву или так называемую «землю». Взимайте разумный налог. Подсчитать его не архисложно и отдача не заставит себя ждать.

В Узбекистане об аграрной реформе не помышляют. Поездите по селам. Задумайтесь над картиной; ее рисует очевидец. Хлопковое поле. Раскрылись первые коробочки; их жадно поедает скотина. «Убери скотину» - кричит бригадир и председатель ширката. «А ты мне сначала заплати за пахоту, за полив, за прополку» - зло бросает разъяренный мужик и добавляет: «...корова пусть ест, она меня кормит». Появляется участковый со своим излюбленным «посажу». Стискивает зубы крестьянин. Терпит народ до поры, до времени. Всему есть предел и терпению тоже.

Не лучшим образом обстоят дела и в городе. Минимальная ежемесячная заработная плата составляет 1320 сумов. Минимальная оплата за проезд в общественном транспорте - 15 сумов. Самая дешевая булка хлеба, вес которой заметно «усох» - 35 сумов. На хлебе и воде долго не протянешь. Подкинем гражданину молока, литр которого стоит 60 сумов. Уговорим беднягу на одноразовое горячее питание; наговорим с три короба про трудности «переходного периода», про «великое будущее» , авось клюнет. Ну, а если не клюнет, пусть пеняет на себя. Ходил к избирательным урнам, посадил на трон «вождя племени» значит терпи и не пикай. Одноразовое горячее питание и все. На тебе литр растительного масла, заплати 350 сумов, за один килограмм мяса выложи 450-500 сумов, за 1 кг сахара - 150 сумов; за чай, мыло, зубную пасту, спички, лук, картошку - 1000-сумов , жилье и коммунальные услуги 1000-1200 сумов в месяц. Итого, по самым скромным подсчетам на пропитание гражданину необходимо 5800 -6000 сумов. Такова стоимость в Узбекистане полуголодного и голого человека. Можете представить каково семье имеющей детей.

В плачевном состоянии находится интеллегенция. Культуре нанесен непоправимый урон. Средний возраст профессорско-преподавательского состава приблизился к пенсионному. И это в республике, которая совсем недавно гордилась своими научными кадрами.

Вновь и вновь возвращаясь к написанному, стараюсь умерить сарказм и не могу. Не могу взять в толк , почему вынужденный выживать пенсионер должен отдавать государству половину пенсии. Разве он ее не заслужил? Сколько же умственной энергии затратили кабинетные мздоимцы, чтобы додуматься до такого. Закрепить законодательным актом неприкрытый грабеж. Боже, не дай сойти с ума! «Эй, вы, там наверху ... - слышите! Над вами смеются, над нами - плачут».

Таким образом, интеллегенция - цвет нации, оказались на задворках жизни. Вот вам еще одна оппозиционная сила. Одним словом, подавляющая часть населения, сознавая того или нет находится в противостоянии режиму, который сращивается с уголовно-криминальными элементами общества.

В Узбекистане налицо уродливая форма тоталитарной системы. Руководит страной персона, узурпировавшая власть. Она назначает и снимает с должности губернаторов (хакимов), определяет состав и структуру информационного поля, вмешивается в личную жизнь граждан и доходит при этом до абсурда, переступая через установленные законы. Например, запрещает молодым людям носить усы и бороду. Несогласных негласно изгоняют из высших учебных заведений и государственных организаций.

Беспрецедентное политическое давление на права и свободы граждан провоцирует ответную реакцию. В отсутствие цивилизованной оппозиции частью уничтоженной, частью изгнанной, ее место занимают крайние радикальные силы. К их числу относится экстремисты, прикрывающиеся исламом и другие разновидности террористических организаций.

Таким образом, в нынешней ситуации виновно руководство страны, которое само, на мой взгляд, подтолкнуло экстремистов к выступлению. Хотя в Узбекистане немало людей, которые считают, что эти взрывы, приведшие к человеческим жертвам организованы самими властями с целью убедить мировое сообщество в существовании угрозы исламского фундаментализма и необходимости сдерживания демократических перемен.

В любом случае ясно, нынешняя власть, лишенная нравственности, оказалась в разных полюсах противостояния по отношению к своему народу, что грозит непредсказуемыми последствиями.