Журнал Ҳаракат №4 (25) 2000. Узбекистонда фукаролар уруши
Юсуфбек Мухлисий - Марказий Осиёда оловни ким гуриллатмокда? (рус)
Юсупбек Мухлиси,
Председатель Объединенного Революционного
Фронта Восточного Туркестана
КТО РАЗДУВАЕТ ПОЖАР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

Вот уже два года как напряженная обстановка на границах Центрально-Азиатских стран переросла в вооруженное противостояние. Идет почти открытое вмешательство государств во внутренние дела друг друга. Прошлогодний Баткенский конфликт оказался только "пробным шаром", - сегодня на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном идут полномасштабные боевые действия. Власти Центрально-Азиатских республик почему-то даже не пытаются удовлетворить информационный голод мировой общественности, которая пристально следит за дальнейшим развитием ситуации. Даже киргизские теле-радио журналисты, находящиеся казалось бы в самой гуще событий, не доносят до нас оперативную и точную информацию.

На наш взгляд, в основе данного конфликта лежат три основных причины.

Во-первых, с образованием независимого Узбекистана, политика этого государства с соседними странами, должна была строится очень тонко и дипломатично. Особенно больным был и остается вопрос этнических узбеков оставшихся после развала СССР в Таджикистане и Афганистане. Этот вопрос, по сути дела являясь международным, рассматривался как внутренняя узбекская проблема. Вместо того, чтобы путем переговоров и тонкой дипломатии, добиваться предоставления узбекской автономии и Таджикистане и Афганистане, власти Узбекистана, видимо опьяненные обретенной свободой и имея (в то время), поддержку большинства граждан, решились на политическую авантюру. Среди населения, на самых разных уровнях, от рядовых дехкан до высокопоставленных чиновников, велась пропаганда о том, что Северный Афганистан - это не что иное как исторический Южный Туркестан. Официальный Ташкент почти не скрывал свои симпатии и оказал серьезную поддержку генералу узбекского происхождения Абдурашид Дустуму и таджикскому полковнику Худайбердиеву, которые усугубили гражданскую войну развязавшуюся на многострадальной Афганской земли. В результате этого, и в Афганистане, и Таджикистане пролилось много крови невинных людей. Поэтому сегодня трудно осуждать неприязнь и даже ненависть этнических таджиков и афганцев к узбекам.

Вторая причина: 60 млн. тюрков Центральной Азии исповедуют Ислам. Эти мусульмане, принявшие Ислам уже 1200 лет назад срослись с этой религией, и такие центры национальной культуры как Бухара, Самарканд, Герат - это и есть великие центры Исламской культуры в Центральной Азии. Народы Центральной Азии имеют сегодня законные права вернутся к своим традиционным исламским объединениям. Скажу больше, даже имеют историческое право создать в Центральной Азии объединенное исламское государство. Исламский вопрос, поднимаемый узбекским народом со времени объявления независимости, как раз и связан с этим законным историческим правом. На наш взгляд президент Ислам Каримов в очередной раз неправильно оценив историческую ситуацию, не уделив исламскому вопросу особого внимания, начал проводить ошибочную политику насильственного подавления воли собственного народа. Когда-нибудь, этот период национальной истории потомки назовут "трагедией узбекского народа". Действительно, сколько тысяч безвинных людей, в основном молодежи, погибают в эти дни в специальных лагерях для политических заключенных. По данным известного российского правозащитника Виталия Пономарева, практически в каждой второй семье в Узбекистане брат, отец или сын осуждены за последние 3-4 года из-за религиозных убеждений и им предъявлена стандартная статья - "попытка государственного переворота". Естественно, что при сложившихся обстоятельствах наиболее активная и радикальная часть коренных узбеков, спасаясь от репрессий нашла поддержку за рубежом и вернулась уже не вести разговоры, а воевать. На наш взгляд, власти Узбекистана, признав свои ошибки сегодня должны идти на любые меры, чтобы пока еще возможно предотвратить большое кровопролитие.

Третья причина конфликта, - это серьезная денежная, материальная и идеологическая поддержка повстанцев некоторыми мусульманскими государствами. Мы не будет в данной статье касаться вопроса о правомерности помощи, которую оказывают узбекским исламистам исламские государства, так как это большая международная проблема, требующая особого подхода. Но сегодня, может произойти трагическая ошибка если кое-кто использую этот конфликт, эти временные, авантюристические действия некоторых заинтересованных сил, попытаются вводить людей в заблуждение, утверждая возможность построения исламского государства в Центральной Азии. Объективных условий еще нет. На наш взгляд мусульмане центрально-азиатских стран не должны присоединяться к подобным поспешным лозунгам хотя бы по трем нижеприведенным причинам:

1. Население Центральной Азии, 70 лет получавшее атеистическое воспитание в авторитарном СССР, получив независимость, воспринимает демократию и суверенитет как вседозволенность, а потому вряд ли сможет сегодня, в большинстве своем, правильно понять и принять исламское правление. Для становления исламской власти и внедрения ее в жизнь, необходимо иметь народ, готовый принять ее. А такого народа, на наш взгляд, сегодня в этом регионе еще нет.

2. Наипервейшее условие построения исламского государства, его успешного существования и осуществления руководства в нем, необходимы десятки тысяч исламских ученых, политических деятелей и законников, знающих местную ситуацию. Иными словами необходимо множество ученых-исламоведов именно из местного населения. Когда-то такие люди здесь действительно были, и потому именно ученых спешили в первую очередь уничтожить как советские, так и китайские империалисты. Имеем ли мы таких людей в необходимом в Центральной Азии на современном этапе? Скорее нет, чем да.

3. Предположим, что все же в Центральной Азии возникнет новое Исламское Государство. Но как на это посмотрят ближайшие грозные соседи - Россия и Китай? Что сегодня мы имеем в Чечне, которая после первой чеченской войны имела беспрецедентную, прекрасную возможность построения своего независимого государства? Кое-кто, понадеявшись на деньги и поддержку исламских государств, начал поспешное построение Исламской Республики не только в Чечне, но на всем Кавказе. И каков результат сегодня? Неужели даже это не послужит уроком сегодняшним радикальным исламистам в Центральной Азии?

Узбекистан сегодня обвиняет в своих проблемах политику кыргызских властей. 20 августа Ислам Каримов на встрече в Бишкеке официально заявил об этом Аскару Акаеву. Но ведь Кыргызстан не имея никаких отношений с узбекскими повстанцами был втянут в конфликт только потому, что путь в Узбекистан для боевиков лежит через границу Киргизии. То, как кыргызские власти сумели мирно замять прошлогодний конфликт, надо ставить им не в упрек, а в заслугу. При этом Таджикистан, откуда боевики вторгаются на территорию Узбекистана и Кыргызстана, остается как бы ни причем. Официальный Душанбе заявляет, что таджикско-афганская граница под строгим контролем и помощь отрядам Джума Намангани с Афганистана прийти не может. Однако, помощь приходит, а все делают вид, что не знают откуда. И во всей этой неразберихе никто и не хочет вспоминать о границе Таджикистана и Восточного Туркестана. А ведь есть предположение, что именно через эту границу китайские власти во время прошлогодних Баткенских событий, под строжайшим секретом, вероятно через подставных мусульман, переправили боевикам партию оружия. Тогда Китайской дипломатии нестабильность в центрально-азиатском регионе была на руку, необходимо было срочно укрепить инициированный КНР "Договор шанхайской пятерки". Так что скорее всего, один из источников помощи боевикам, и транзитный путь надо искать в Таджикском Автономном Районе на территории Китая, который граничит с Таджикистаном. Если это так, то предполагаемый маршрут таков: Афганистан - Восточный Туркестан - Таджикистан - Кыргызстан - Узбекистан.

Хотелось бы затронуть вопрос о 600 - уйгурах, якобы воюющих на стороне узбекских боевиков. Я, как председатель Объединенного Революционного Фронта Восточного Туркестана, считаю необходимым официально заявить: ни один уйгур не воюет на стороне узбекских повстанцев от имени Восточного Туркестана. Об этом мы уже писали в ответе на клеветническую статью Вадима Кочевкина, вышедшую в Бишкеке 22.03.2000 г.

Гражданская война намечающаяся в Узбекистане может переметнуться и на соседние государства. Поэтому руководителям всех стран центрально-азиатского региона необходимо объединить усилия и сделать все, чтобы предотвратить эту трагедию.

Во-первых, необходимо разобраться в самом главном коренном вопросе конфликта - это религиозный фактор. Все страны Центрально-азиатского региона, должны строго обеспечить и соблюдать конституционные права верующих. И создать специальный контролирующий орган в Парламенте, закрепить это конкретными законодательными актами. Даже если, например, мусульмане заходят объединиться в политическую партию, то в этом нет ничего страшного для государства. Напротив, пример России доказал, что такая партия являясь центром объединения исламских сил и движений, из-за своей легальности и открытости, стала мощной силой по урегулированию любых проблем исламской общины мирным путем. Исламская партия уже много лет существует в Турции, где даже ей удавалось после очередных законных выборов стать правящей. Если бы в Центрально-азиатском регионе возникла такая партия и местные мусульмане почувствовали бы, что пришло время решения проблем мирным путем ради процветания народа, то никакие внешние радикалы не смогли бы вмешаться и испортить начавшийся созидательный процесс.

Во-вторых, необходимо дать народу восстановить свои древние, тюркские, исламские традиции, и в этом необходима помощь соседних, сильных мусульманских государств. Сегодня, по отношению к религии людей во всем мире можно разделить на три категории.

1. Верующие;

2. Не верующие;

3. Те, кто сделал ту или иную религию, как бы национальной, смешав с ней свои национальные традиции и даже верования. Население стран Центральной Азии, в основном, относится именно к этой категории.

Например, уйгуры приняв ислам начали смягчать законы шариата, отказавшись от некоторых его предписаний по отношению к преступникам и часто заменяли их решением специальной судебной комиссии, работавшей в национальной судебной системе еще до прихода Ислама. Так, например, среди уйгуров имела сильное влияние книга уйгурского ученого исламоведа Абдул Кадыр дамолла Вариси (убит китайским режимом в 1924 г.), "Необходимые вероубеждения". Для многих людей именно эта книга является руководством, которому они доверяют даже больше, чем некоторым книгам арабских ученых.

Сегодня страны Центральной Азии имеют отличия в экономике, политике и в социальном положении населения, но, что касается Ислама, то здесь по всему региону отличий практически нет. Необходимо было бы созвать всеобщую Центрально-азиатскую конференцию, на которой обсудили бы пути взаимоотношения сегодняшнего государства и религии, демократии и религии, национальности и религии, традиции и религии и т.д. Возможно было бы даже создать единую, прогрессивную, центрально-азиатскую организацию по религиозным вопросам.

Мы не станем говорить здесь о дипломатических конфликтах государств Центральной Азии с другими исламскими государствами. Но необходимо открыто сказать одно: терроризм и радикальную непримиримость, прикрытые исламскими лозунгами, необходимо остановить, и не дать им распространиться в нашем регионе. Это невозможно сделать, закрыв границы на замок, бесконечно усиливая армию или введя запреты на те или иные религиозные течения. Это можно сделать, обеспечив мусульманам Центральной Азии конституционную свободу вероисповедания, отдав в руки верующих инициативу по решению их религиозных проблем.




Август 2000 года
Перепечатано из
http://caapr.kz/