Конгрессмен Кристофер Смит - Диктаторларга ЕХХТда жой йук (рус.)
КОНГРЕССМЕН СМИТ: ДИКТАТОРАМ НЕ МЕСТО В ОБСЕ

Народное Движение Узбекистана «Бирлик» в своем обращении к странам-членам ОБСЕ от 22 мая с.г. призвал эти страны поставить на повестку дня вопрос о членстве в ОБСЕ таких диктаторских стран как Узбекистан. «Бирлик»овцы не ограничились просто опубликованием данного Обращения и начали усиленное лоббирования данного вопроса как через офис ОБСЕ в Ташкенте, так и через парламенты и правительства стран-членов ОБСЕ. Например, текст Обращения был лично вручен в Ташкенте министру Иностраннах дел ФРГ господину Фишеру и был доведен до сведения практически всех членов Комисии Конгресса США по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и, конечно же, ее преседателя Кристофера Смита. Выступление г-на Смита на заседании Палаты представителей США от 31 июля с.г.фактически находится в русле Обращения «Бирлика» и подтверждает правильность и эффективность направления его усилий с целью воздействовать на процессы, протекающие в Узбекистане. Ниже приводиться текст этого выступления г-на Смита.


Диктаторам не место в ОБСЕ
(Права человека в Центральной Азии: десять лет после обретения независимости, Протокол заседаний Конгресса, выступление Конгрессмена Кристофера Смита от штата Нью-Джерси в Палате представителей США, вторник, 31 июля 2001 года)
Конгрессмен Смит от штата Нью-Джерси: г-н Спикер! Приближаются августовские каникулы, и нам следует вспомнить о том, что минуло уже почти 10 лет с тех пор, как группа заговорщиков сделала попытку свергнуть президента СССР Михаила Горбачева. После провала того путча многие советские республики, в том числе и центрально-азиатские, приняли декларации независимости. Через несколько месяцев это привело к официальному роспуску СССР. То, что сегодня Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан остаются независимыми государствами, - это безусловный плюс. Но в других отношениях мы явились свидетелями отката от позиций, занятых в конце советского периода, когда горбачевские программы гласности и перестройки гарантировали определенный уровень терпимости по отношению к противоположным точкам зрения и организованной деятельности оппозиции.

В частности, что касается демократизации, прав человека и соблюдения законности, то общие тенденции, наблюдаемые в регионе, очень безотрадны. В 1992 году эти страны добровольно приняли на себя обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Несмотря на хитроумные заявления центрально-азиатских лидеров и их официальных представителей, наблюдается тенденция по укреплению авторитарной власти и углублению репрессий, а не развития демократии. Хельсинкская Комиссия, которую я возглавлял, и сопредседателем которой сейчас являюсь, с 1999 года трижды проводила слушания по проблемам Центральной Азии. Одни из них были посвящены Казахстану. Отчасти по итогам этих слушаний я предложил резолюцию 397, в которой выражалась озабоченность Конгресса США недостаточной демократизацией и нарушениями основных прав человека в странах Центральной Азии. В ноябре прошлого года резолюция была принята Палатой абсолютным большинством голосов (362 - 3).

Тогда, представляя текст резолюции, я говорил, что основной причиной репрессий в Центральной Азии является решимость центрально-азиатских лидеров удерживать власть в своих руках, при необходимости, любыми средствами. В свою очередь, это их желание подпитывается коррумпирован-ностью, которую они пытаются скрыть от нищего населения своих республик. Такой стиль правления огорчает и приводит в ярость: правители, их семьи и немногие приближенные обогащаются, а остальному населению приходится бороться даже за жалкое существование. В свою очередь, авторитарным правителям приходится подавлять свободу прессы и нарушать права граждан на участие в политической жизни. Оппоненты власти подвергаются преследованиям и заключаются в тюрьмы. Правозащитники подвергаются пыткам и содержатся в заключении без связи с внешним миром.

Безусловно, главный вызов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе брошен возникновением в Центральной Азии целого региона, где принципы и обязательства ОБСЕ игнорируются - по сути, их там просто бесстыдно попирают. Президент Туркменистана Ниязов в декабре 1999 года сделал себя практически пожизненным президентом. Президент Казахстана Назарбаев - который продлил свои президентские полномочия после отмены выборов путем референдума, а выборы провел со значительными нарушениями - летом прошлого года получил для себя пожизненные привилегии и льготы. Президент Киргизии Акаев, который раньше считался надежной демократии в регионе, уже дважды фальсифицировал выборы, чтобы не допустить участия в них своих наиболее серьезных соперников. Как сообщается, в настоящее время он готовит проведение референдума, в результате которого срок его полномочий будет увеличен с пяти до семи лет. Добро пожаловать в клуб, президент Акаев! Мне по-прежнему кажется, что некоторые из этих лидеров, по сути уже возглавляющие то, что по всем признакам напоминает королевские фамилии, готовятся основать семейные династии.

Последние события в регионе дают еще больше оснований для беспокойства. Киргизские власти только что выдвинули новые обвинения против лидера оппозиции Феликса Кулова, который уже отбывает семилетнее тюремное заключение. Во время своего недавнего визита министр иностранных дел Киргизии Иманалиев сказал мне, что, по его мнению, Кулов будет скоро освобожден: видимо, министр неправильно понял намерения президента Акаева.

Поистине пугающая ситуация сложилась в Узбекистане, где аресту подверглись буквально тысячи человек, якобы за принадлежность к исламским радикальным группам или участие в террористической деятельности. По сообщениям международных правозащитных организаций, обычной практикой является как подбрасывание полицией улик подозреваемым, так и пытки задержанных и заключенных. С ужасом я узнал о смерти (или правильнее сказать об убийстве?) активиста-правозащитника Шаврука Рузимурадова. Он был задержан 15 июня, содержался министерством внутренних дел без права общения с внешним миром, а 7 июля его безжизненное тело со следами жестоких побоев было выдано его семье. У него осталось семеро детей. Некоторые внутренние органы были удалены, видимо, для того, чтобы скрыть внутренние повреждения, ставшие последствиями пыток. Однако это не помешало узбекским властям утверждать, что Рузимурадов совершил самоубийство. Международный резонанс, который получило это дело, заставил даже узбекские власти задуматься и сменить тактику. Бывший посол в Вашингтоне, а ныне первый заместитель министра иностранных дел Узбекистана Садык Сафаев на прошлой неделе заявил, что виновные в убийстве г-на Рузимурадова будут привлечены к судебной ответственности.

Может быть, в этом случае кто-то из полицейских действительно будет наказан. Но, что более важно, необходимо прекратить эту практику жестокости. На проходившей в начале этого месяца в Париже Парламентской ассамблее ОБСЕ я представил резолюцию, направленную против применения пыток. Резолюция призывает государства-участников отказаться от использования в суде и судопроизводстве доказательств, полученных путем применения пыток или иных форм жестокого, бесчеловечного обращения, унижающих человеческое достоинство. Резолюция призывает также к полному запрещению, в законодательстве и на практике, заключения без права общения с внешним миром.

После появления в "Нью-Йоркере" статьи о коррупции в высшем эшелоне власти в Казахстане, связь между коррупцией и преследованием там средств массовой информации становится особенно очевидной. Независимые и оппозиционные СМИ в этой стране подвергаются гонениям, они практически перестали там существовать. Их редакторы предстают перед судом по обвинениям в "оскорблении чести и достоинства президента". Власти Казахстана не выпустили в Вашингтон двух казахстанских оппозиционеров, которые должны были 18 июля выступить свидетелями на слушаниях в Конгрессе США, тем самым власти нарушили право на свободу передвижения и нанесли еще больший урон своей, и без того запятнанной, репутации. Чтобы еще более усугубить ситуацию, казахстанские чиновники попытались вручить судебную повестку бывшему премьер-министру, лидеру оппозиции Казахстана Акежану Кажегельдину, ныне проживающему в изгнании, который также прибыл в Вашингтон для участия в слушаниях 18 июля. Заместитель главы дипломатической миссии Казахстана был вынужден явиться в Капитолий и давать оскорбленным этими действиями конгрессменам объяснения по поводу столь грубого промаха. Можно только предположить, что руководители Казахстана получили плохой совет от своих дорогостоящих имиджмейкеров, или они недостаточно умны, чтобы воспользоваться хорошим советом.

Слов не находишь, когда заходит речь о Туркменистане, этом кошмарном королевстве, которым правит Сапармурат Ниязов - человек, страдающий манией величия мирового масштаба. Он тщательно изолировал свою страну от всего внешнего мира и продолжает нарушать все мыслимые права человека, в том числе и право на свободу вероисповедания. Совместно с конгрессменами Питтсом и Адерхолтом я дважды встречался с послом Туркменистана, пытаясь добиться освобождения Шагельды Атакова, баптистского священника, находящегося в заключении с 1999 года по сфабрикованному обвинению. Мы также направили в связи с этим письмо президенту Туркменистана Ниязову, но не получили на него ответа. Даже международные финансовые институты теряют терпение: так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который уполномочен способствовать развитию экономических реформ и многопартийной демократии, не так давно направил Ниязову предупреждение о том, что его стране грозит прекращение деловых отношений.

Фактически, лишь в Таджикистане власти и оппозиционные партии сумели прийти к некоторому соглашению - но это произошло только после военного противостояния, вылившегося, в конце концов, в вооруженный конфликт, в результате которого погибли тысячи людей. Несмотря на то, что коалиционное правительство было создано, столкновения продолжаются, и правительство не в состоянии контролировать всю территорию страны.

Г-н Спикер! События последних десяти лет избавили оптимистов на Западе от иллюзий относительно характера правящих центрально-азиатских режимов. Несмотря на обширные энергетические ресурсы Туркменистана, никто не встанет сегодня на его защиту. Непостоянство и напыщенность пожизненного президента страны Ниязова так серьезно раздражают западный капитал и западные компании и делают почти невозможным совместное ведение дел. Правда, некоторые аналитики считают оправданными "ежовые рукавицы" Узбекистана, так как видят реальную угрозу стране со стороны исламского фундаментализма. Однако даже правительство США и ОБСЕ склоняются к мысли, что внутренняя политика президента Каримова сильно преувеличивает опасность, которую представляют для страны радикалисты, ряды которых пополняют родственники безвинно арестованных и подвергнутых пыткам людей.

Очень часто нам приходится сталкиваться с защитниками происходящего в Казахстане и Киргизии - особенно в первом, располагающем огромными нефтяными ресурсами. Эти защитники, во-первых, утверждают, что эти страны являются более демократическими, чем их соседи. Это, конечно, так: трудно найти менее демократические порядки, чем в Узбекистане или Туркменистане, в которых буквально запрещена всякая оппозиция и всякое инакомыслие в любом их проявлении. Но еще более опасным является утверждение, что ситуация в Казахстане и Киргизии медленно выправляется. Это просто неправда, и это знает каждый, кто знаком с развитием ситуации в этих странах за последние пять или десять лет. Раньше политическая деятельность была там гораздо более свободной, а в прессе был представлен более широкий спектр мнений - до того момента, как был распущен парламент в Казахстане, и оба президента дали ясно понять, что намерены оставаться у власти всю жизнь, заглушив голоса несогласных. Нужно только почитать отчеты Миссий ОБСЕ в эти страны, отчеты представителя ОБСЕ по делам свободы средств массовой информации, чтобы понять, как в Казахстане урезалась свобода слова вплоть до ее полного уничтожения. Такая же тенденция со всей очевидностью прослеживается сейчас в Киргизии, где министерство юстиции планирует объявить перерегистрацию средств массовой информации - старый, излюбленный, не способный никого обмануть прием, цель которого также очевидна.

Рост репрессий по всему региону усиливают нашу тревогу, и мы уже можем видеть их последствия: вооруженные повстанческие исламистские соединения атаковали Узбекистан и Киргизию в 1999 и 2000 годах. Хотя они и не предпринимали серьезных военных действий в этом году, прошли сообщения о нескольких стычках на прошлой неделе, и не следует рассчитывать, что эти формирования уйдут совсем. Массовое обнищание населения способствует пополнению их рядов, что грозит перерасти в хроническую проблему. Сочетание коррупции и репрессий в практике центрально-азиатских лидеров уже породило взрывоопасную смесь. Действительно, в июне и июле в Узбекистане прошла волна выступлений протеста, что в таком полицейском государстве само по себе примечательно. Подобные события угрожают будущей стабильности как внутри страны, так и во всем регионе в целом.

Означает ли печальный опыт Таджикистана, что за стол переговоров с оппозицией правительства стран Центральной Азии может привести только насилие? Я надеюсь, что нет. Однако спустя десять лет после обретения этими странами независимости чрезвычайно редко мы наблюдаем у лидеров этих стран желание искать компромиссы мирными средствами, желание допустить развитие нормальной политической жизни. Как вообще можно ожидать, что ситуация изменится к лучшему, когда лидеры этих стран все больше укрепляют свои позиции и увеличивают свое богатство?

Я призываю президента, госсекретаря, министра обороны и других должностных лиц США (и это также прописано в принятой в прошлом году резолюции Палаты представителей № 397) в ходе своего общения с руководством Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана последовательно выказывать нашу обеспокоенность серьезными нарушениями прав человека и законности. Руководители центрально-азиатских стран, точно так же как и главы любого другого государства-члена ОБСЕ, должны быть подотчетны своим гражданам и создать у себя условия для беспрепятственной и безбоязненной деятельности независимых и оппозиционных СМИ. Они также должны отменить практику применения уголовных наказаний, которыми предусматривается тюремное заключение по искам о диффамации правительственных чиновников. Соединенные Штаты должны и впредь призывать политических лидеров осудить и предпринять эффективные шаги по прекращению постоянного применения пыток и других видов бесчеловечного обращения с политическими оппонентами и другими арестованными, а также разрешить регистрацию независимых наблюдательных правозащитных организаций. Те правительства Центральной Азии, которые ведут военные действия против вооруженных повстанцев, должны действовать строго в рамках соответствующих международных законов, должны обеспечивать безопасность мирных жителей и других гражданских лиц. Они не должны использовать подобные кампании для оправдания дальнейшего наступления на политическую оппозицию или нарушений своих обязательств в области прав человека.

Г-н Спикер, все страны-члены ОБСЕ согласились быть подотчетными своим гражданам и отвечать друг перед другом за соблюдение своих обязательств перед ОБСЕ, которые являются предметом самого пристального и закономерного внимания всех стран ОБСЕ. Все это записано в Стамбульской хартии 1999 года. Заседание Совета министров ОБСЕ в Праге фактически единодушно одобрило решение, согласно которому в случае "явных, грубых и остающихся неисправленными нарушений" должны быть предприняты соответствующие меры - включая политические заявления и другие политические шаги". С момента подписания странами-членами ОБСЕ прошло девять лет. Учитывая то, в данный момент наблюдается описанная выше тенденция "явных, грубых и остающихся неисправленными нарушений", все страны ОБСЕ просто обязаны отреагировать на нее.