Журнал Ҳаракат №2 (35) 2002. Инсон хукуклари
Жошуа Макледер - Узбекистон милицияси инсонларни кийнаш ва улдиришда айбдор деб топилди (рус.)
УЗБЕКСКАЯ МИЛИЦИЯ ПРИЗНАНА ВИНОВНОЙ В ПЫТКАХ И УБИЙСТВЕ


Узбекский суд вынес важнейшее решение и признал четверых ташкентских милиционеров виновными в пытках, которым они подвергали граждан, арестованных по подозрению в причастности к исламскому движению. Милиционеры получили по 20 лет тюремного заключения. Правозащитные организации приветствуют вынесение вердикта, однако подчеркивают, что избиение милицией граждан продолжает оставаться широко распространенной практикой в Узбекистане.

30 января ташкентский суд вынес приговоры офицерам милиции – майорам Нуриддину Бабаеву и Шавкату Рахманбердыеву, капитану Мухиддину Набилову и лейтенанту Яшину Гафурову. Все они были сотрудниками Сабир Рахимовского РОВД. На предварительных слушаниях 23 октября милиционеры заявили о своей невиновности по предъявленным им обвинениям в убийстве и пытках.

После предъявления неоспоримых доказательств на слушаниях 21 января государственный обвинитель Дамир Курбанов призвал суд вынести решение о виновности двоих милиционеров в убийстве. Тем не менее судья, председательствовавших на заседании, признал всех четверых милиционеров виновными по менее строгой статье 104 узбекского Уголовного кодекса: «Нанесение телесных повреждений, приведших к смерти». Некоторые наблюдатели из правозащитных групп говорят, что обвинение по более мягкой статье позволит офицерам милиции подать прошение о помиловании в соответствии с амнистией, объявленной президентом Исламом Каримовым в августе 2001 года.

Обвинения были предъявлены в связи с инцидентом 16 октября, когда погиб 32-летний Равшан Хаитов, а его 27-летний брат Расул был подвергнут жестокому избиению. Братья были арестованы и взяты под стражу в отделении милиции Сабир Рахимовского района по подозрению в связях с запрещенной «Хизб ут-Тахрир», религиозной исламской организацией, выступающей за ненасильственное смещение правительства Каримова и установление Исламского халифата в Центральной Азии. «Хизб ут-Тахрир» была главной мишенью преследований, которые развернул Каримов против не санкционированных государством исламских религиозных групп в Узбекистане. [Более подробно см. Архив рубрики Eurasia Insight].

17 октября тело Равшана Хаитова было передано его семье. По свидетельству членов семьи, тело было в кровоподтеках, несколько костей было сломано, хотя, согласно милицейскому протоколу, причиной смерти послужила сердечная недостаточность. В своих показаниях обвиняемые заявили, что братья Хаитовы начали драку между собой и пытались бросаться из окон и в лестничный пролет с криками «Аллах Акбар!». Обвиняемые также заявили, что им пришлось прибегнуть к силе, чтобы не дать братьям принести себя в жертву и предотвратить побег.

Расул Хаитов, сумевший выжить после задержания и побоев, но все еще не оправившийся после нанесенных телесных повреждений, свидетельствовал 10 января: «Они привели нас в здание районного отделения милиции, развели по разным комнатам и сразу же начали избивать меня, говоря, что знают о моей принадлежности к Хизб ут-Тахрир».

Расул отрицал в милиции, что имел какие-либо связи с «Хизб ут-Тахрир». Однако «побои превратились в пытки. Они взяли меня за руки и за ноги и начали бить об пол. Надели мне на голову пластиковый пакет, чтобы я не мог дышать». Расул Хаитов сказал также, что, когда он в последний раз видел брата, Равшан лежал в луже крови и в наручниках на полу. «К этому времени он, вероятно, уже был мертв».

Хикмат Уктамов, заместитель начальника Сабир Рахимовского РОВД, сказал на суде, что в действиях его подчиненных не было состава преступления, и подтвердил заявление обвиняемых, что Равшан Хаитов бросился в лестничный пролет на третьем этаже, пытаясь совершить побег, сломал шесть ребер, и от полученных повреждений у него наступило удушье. В своих свидетельских показаниях Уктамов, оправдывая действия милиции, указал на международные усилия по борьбе с исламским терроризмом после событий 11 сентября.

Уктамов охарактеризовал братьев Хаитовых как «врагов государства».

Решение суда о виновности милиционеров получило одобрение со стороны имеющей штаб-квартиру в США организации Human Rights Watch и местных правозащитных организаций, назвавших вердикт «добрым первым шагом».

«Дела против членов организации Хизб ут-Тахрир зачастую являются подложными и фабрикуются с использованием пыток. Это первый случай, когда представителей правоохранительных органов судят за убийство человека», – сказал Михаил Ардзинов, председатель Независимой правозащитной организации Узбекистана.

«Однако в Узбекистане много и других сотрудников милиции и органов безопасности, действия которых нуждаются в расследовании», – сказала Элизабет Андерсен, исполнительный директор Отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. По данным правозащитных групп, за последние три года в Узбекистане по крайней мере 15 человек умерли от пыток после того, как были взяты под стражу.

Среди получивших широкий резонанс случаев – арест правозащитника Шоврика Рузимурадова, умершего под стражей в милиции при весьма подозрительных обстоятельствах, предположительно от пыток, в июле 2001 года, и гибель известного писателя и журналиста Эмина Усмана, которая произошла также в отделении милиции в феврале 2001 года.

«Президент Каримов должен использовать это судебное решение для того, чтобы провозгласить новую политику и привлечь палачей к ответственности», – пишет Андерсен в своем пресс-релизе. «Он должен донести до органов правопорядка – и до всей страны, – что пытки и внесудебные расправы недопустимы и будут караться по закону».

Члены семьи Хаитовых заявили, что братья Хаитовы не имели никаких связей с «Хизб ут-Тахрир». По данным некоторых местных наблюдателей, в Узбекистане в настоящее время в тюрьмах находится около 7000 членов независимых мусульманских организаций, которые были осуждены за свои религиозные убеждения и участие в религиозных объединениях. Полагают, что примерно 4000 из этих заключенных принадлежат к сторонникам «Хизб ут-Тахрир».

Узбекские власти утверждают, что исламские радикалы поддерживают террористов и что борьба с ними необходима для поддержания в стране стабильности. Массовые аресты членов «Хизб ут-Тахрир» и заключение их в тюрьму начались в 1999 году. В ответ это движение печатало и распространяло на многолюдных базарах листовки, содержавшие резкую критику политики президента Каримова в отношении религии.

Суд проходил в период, когда мировое сообщество начало обращать пристальное внимание на процесс демократизации и соблюдение прав человека в Узбекистане. Несколько высоких американских делегаций посетили Ташкент в последние недели. [Более подробно см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Некоторые лидеры американского Конгресса предлагали увязать расширение американо-узбекского военного сотрудничества с вопросом о соблюдении прав человека в Узбекистане.

Несмотря на то, что судебные слушания были открыты для международных организаций, посольств, активистов правозащитных организаций и журналистов из международных агенств новостей, Ардзинов отметил отсутствие узбекских государственных СМИ, которые должны были бы дать информацию об этом процессе для узбекских граждан.

«Мы надеемся, что это [судебное решение] действительно положит начало какому-то порядку и большей справедливости в деятельности правоохранительных органов», – сказал Ардзинов. «Надеюсь, что это не просто пиар или показуха, затеянная для того, чтобы пустить пыль в глаза [мировому сообществу]».



От редакции Eurasianet: Статья написана Джошуа Макледером при участии Бону Усмановой (превдоним одного из узбекских журналистов).

Статья взята из сайта www.eurasianet.org