Журнал Ҳаракат №1 (46) 2004. Биз яшаятган жамият
Искандар - Ўзбек зиёлиларининг портретига чизгилар
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЗБЕКСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ:
ФИЗИКИ, ЛИРИКИ И АКСАРАЙЦЫ


Ни в коей мере не собираюсь давать оценки "правильности" или "неправильности" рассуждений и выводов, сделанных весьма уважаемыми мною Собитом Мадалиевым и Баходыром Мусаевым.

Собит Мадалиев, которого я глубоко уважаю, на мой взгляд, единственный бесстрашный и талантливый публицист в Узбекистане, и, помимо всего прочего, искренний и честный гражданин нашей страны, способный в наше нелегкое время отстоять свое независимое мнение.

С не меньшим интересом слежу и за предметными глубокими выступлениями в независимых электронных СМИ Баходыра Мусаева, который, думается, отличается своей обстоятельностью, неординарным аналитическим подходом к своим суждениям.

Важно и другое. Оба уважаемых мною автора, думается, представляют собой две группы активной части узбекистанской интеллигенции. Первый, С.Мадалиев – группу, несколько разочарованную ужасающими реалиями внутри страны, масштабами падения в нищету народа и морального разложения т.н. "узбекской элиты" (хотя, "узбекская" ли она – тема отдельного обзора). Отнесем эту группу интеллигенции, условно, к разочарованным "лирикам"

Б.Мусаев – представитель второй группы интеллигенции, которые оперирует не просто увиденным, но и пытается каким-либо образом систематизировать увиденное, выработать хотя бы подобие алгоритма действий. Назовем эту группу, тоже условно, "физиками".

Без восприятия, понимания и сопереживания с нашей стороны и к "лирикам", и к "физикам", невозможна полная картина того, как мучительно раздираема наша интеллигенция, которую старается загнать в морально, нравственно и идеологически жесткие рамки нынешний режим.

Естественно, наличием условных "лириков" и "физиков" вся наша интеллигенция не исчерпывается. Есть и ее, условно говоря, режимообслуживающий сегмент, назовем их "аксарайцами". Фамилии нескольких десятков этих когда-то уважаемых людей навскидку сразу же может назвать любой из нас. В этом нет ничего удивительного, это было и есть в истории всех монархий прошлого и настоящего и тоталитарных режимов сегодня.

Конечно же, печально, что в числе "аксарайцев" есть и человек, внесший значительный вклад в развитие нашей культуры, звезда современной узбекской поэзии и один из очень немногих переводчиков на национальные языки "Божественной комедии" бессмертного Данте. По крайней мере, его наши потомки будут все-таки помнить не как придворного шута. Хочется на это хотя бы надеяться.

К несчастью, "аксарайцы" "не ведают, что творят". Они искренне или с корыстью прониклись психологией царедворцев средневековья, считают себя "духовной опорой трона". Проникшись таким пониманием, получая соответствующие их "табели о рангах" звания, премии и денежное довольствие, "аксарайцам" стало у же не до народа.

Видимо, этих "аксарайцев" Вы и имели ввиду, уважаемый Собит-ака, говоря тяжелые слова о том, что "...продажной большая часть интеллигенции была всегда". Но только эта маленькая часть нашей интеллигенции, говоря Вашими словами, и "заслуживает быть униженной и оскорбляемой". Поверьте, так он о и есть. О нравах "Аксарая" уже общеизвестно. И наверняка, не один бедный "аксараец", зарывшись лицом в мокрую от своих слез подушку, с ужасом и содроганием вспоминает полученную днем от "хозяина" новую порцию унижений и оскорблений. Бог и народ им судья, и каждому воздастся за "заслуги" его.

В этой связи можно только согласиться с Баходыром Мусаевым в том, что некорректно "...так безоглядно и хлестко, обжигающе обидными словами клеймить интеллигенцию, не различая лиц...". Но уверен, давая такие запредельно жесткие оценки, как "наша интеллигенция боится власти больше, чем народного презрения", обвиняя ее в соглашательстве с властью, Вы, Собит-ака, невольно спроецировали характеристики "аксарайцев" на всю интеллигенцию. По-видимому, это произошло и потому, что многие из Ваших единомышленников десятилетней давности, те, кому Вы доверяли сокровенные мысли о справедливом обществе, - они сегодня обменяли свои моральные и идейные принципы на спецбуфеты, спецмашины и спецконверты. А глядя на них, Вы ужаснулись состоянию всей интеллигенции.

Но интеллигенция – это не "аксарайцы", обслуживающие пир во время чумы.

Интеллигенция – это сотни тысяч городских и сельских учителей, перебивающихся с хлеба на воду, но за последний сум покупающие своим детям не пустой красочный буклет о некоем государстве "с великим будущим", а скромный томик Навои, Фитрата и Чулпана.

Интеллигенция – это десятки тысяч униженных и оскорбленных "дарованной властью" нищетой городских и сельских врачей и других медработников.

Интеллигенция – это огромная армия инженерно-технических работников промыш-ленного и аграрного производства, месяцами не получающих заработную плату. О том, что происходит в этой научно и технически продвинутой, традиционно интернациональной среде нашей интеллигенции, мы, к сожалению, мало что знаем. А ведь власть умело противопоставляет производственную (техничес-кую) интеллигенцию интеллигенции творческой. Также, как и наш народ нашей же интеллигенции. Как добиться не тактического, а долговременного союза всех составляющих групп узбекистанской интеллигенции, – об это надо думать сегодня в порядке приоритета.

В этой связи весьма своевременным представляется мнение Б.Мусаева предложить нашему обществу, хотя бы на неформальном уровне, существенную корректировку смысла понятий "национальное" и "независимость". Пока мы будем отождествлять понятие "национальное" только с именем "узбек", мы так и будем в худших традициях трайбализма продолжать спорить, кто более "узбек": "ферганские" ли, "ташкентские" ли, "самаркандские" ли, "хорезмские" ли или еще какие. Это именно та подпитка кланово-криминальной борьбы в нашей т.н. "элите". Которая, кстати, давно уже не "национально ориентирована" (и по духу, и по существу), а разведена "по понятиям" и "интересам". Ди и понятие "независимость" пора перестать трактовать как систему мер исключительно против реальных или вымышленных внутренних и внешних угроз. Предложить нашему обществу идеологию "независимости для развития" взамен существующей идеологии "независимости осажденного врагами лагеря", думается, еще способны наши независимые философы. Нет ничего более угрожающего независимости нашего государства, чем устойчивые и ужасающие тенденции к экономической, политической и нравственной деградации узбекистанского общества, ставшие следствием политики "отчима - отца независимости" по отношению к своим "пасынкам" – населению Узбекистана.

Еще одно обстоятельство для рассуждений. Не только "Бирлик" или "Эрк" дают возможность самоорганизации для независимых групп нашей интеллигенции. Слишком много запутанного, сложного и непонятного в истории и деятельности, особенно, "Бирлика", и особенно в каких-то непонятных играх его лидеров с властью. В конце концов, пусть и трагический, но показавший свою эффективность опыт джадидизма может и должен быть востребован узбекской интеллигенцией в качестве действенной формы политической самоорганизации узбекистанского общества в этот самый напряженный и ответственный период в жизни нашего государства.

Отступать уже некуда. Дальше назад – либо еще более худшая криминальная диктатура еще одного выходца из нынешней т.н. "элиты", либо т.н. "эмират" исламских ортодоксов под патронажем известных исламских кругов арабского мира на самом высоком уровне. А может быть, причудливая фантастическая смесь того и другого. Но от этого не легче.

"А что американцы, - возразите вы. – Они не дадут уйти от столбовой дороги к демократии", - попытаетесь убедить себя сами.

Отвечаю: не забывайте, повивальной бабкой движения "Талибан" были эти самые американцы.



P.S. С.Мадалиеву, Б.Мусаеву и всем, от кого это зависит. Очень нужен сайт на узбекском языке. Мы все с вами двуязычные, ваши и наши выступления на узбекском языке, несомненно, были бы еще полезнее и эффективнее для наших сограждан.



24.02.2004

Источник - http://www.centrasia.ru